Виды коррекционных упражнений для работы с детьми с овз на уроках чтения. Дыхательная гимнастика в работе с детьми с овз Упражнения по физкультуре детям с овз

Цель утренних корригирующих гимнастик: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка, изучение и внедрение инновационных приёмов и подходов в проведении утренней гимнастики в ДОУ

Задачи:

Оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата

Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.

Коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; замедлить процесс прогрессирования заболевания; стабилизировать искривление позвоночника; уменьшить дуги сколиоза; исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

Научная новизна:

Подбор наиболее приемлемых для проведения на базе ДОУ методов обучения детей утренней гимнастики.

Материалы и оборудование: большой мяч на каждого ребёнка

Название упражнений

Дозировка Темп

Вводная часть

Под музыку дети заходят в колонне по одному в физкультурный зал. Построение.

По команде ИФК «На месте!», ведущий марширует на месте, остальные подтягиваются; ИФК «СТОЙ!» - колонна останавливается. ИФК «На-лево!» - дети поворачиваются налево.

Художественное слово

ИФК: Построились по порядку, На утреннюю зарядку. Подравнялись, подтянулись, И друг другу улыбнулись.

Доброе утро, ребята! (приветствие детей)

(Художественное слово повышает мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, вызывает интерес к ним)

Ходьба по залу по залу друг за другом на носках, руки вверх, «змейкой» друг за другом; на пятках, руки за голову; с высоким подниманием колен, руки за спиной; ходьба на внешней стороне ступни, руки на поясе. Подскоки по кругу Легкий бег в колонну друг за другом Построение в 4 колонны

(каждый вид ходьбы)

1 круг 20 сек (средний)

При ходьбе и беге тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность

Основная часть

(с большим мячом)

  1. «Подними и посмотри» И.п.: о.с., мяч в прямых руках, опущен вниз 1 – поднять мяч вверх, одновременно подняться на носки, глазами следим за мячом; 2 – и.п.

6 раз (средний)

Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук. Укрепление свода стопы. Улучшает кровоснабжение глазных яблок.

  1. «Нарисуй круг» И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в прямых руках, опущен вниз 1-4 – рисуем мячом большой круг вправо-вверх-влево-вниз, глазами следим за мячом; 5-8 – то же в левую сторону

по 3 раза в каждую сторону

(средний)

Это упражнение увеличивает эластичность и подвижность суставов рук. Выполнение ОРУ в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребёнка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз.

  1. «Пружинистые наклоны» И.п.: ноги на ширине плеч, мяч за спиной 1-3 – три наклона вперёд; 4 – и.п.

6 раз (средний)

Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.

  1. «Приседание» И.п.: стоя на коленях, мяч в прямых руках вверху 1,3 – сесть на пол, руки вперёд; 2,4 – и.п.

6 раз (медленный)

Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног.

  1. «Перекаты» И.п.: упор на правую ногу, левая нога прямая, упор на стопы, мяч в прямых руках перед собой

по 3 раза (медленный)

Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.

  1. «Махи ногой» И.п.: лежа на спине, мяч в прямых руках над головой 1, 3 – одновременно поднять руки и прямую правую ногу, коснуться мяча; 2, 4 – и.п.

по 3 раза (средний)

Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.

  1. «Лодочка» (перекатом из предыдущего упражнения) И.п.: лёжа на животе, мяч в прямых руках 1-3 – держать лодочку; 4 – и.п.

6 раз (медленный)

Укрепляет мышцы спины.

  1. «Прыжки» И.п.: о.с. 1,3 – ноги в стороны, мяч вверх; 2,4 – и.п.

16х2 (чередуем с ходьбой)

Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.

  1. «Перекат с носка на пятки и обратно»

по 3 раза (медленный)

Это упражнение для успокоения дыхания.

Заключите льная часть

Поворот «на-лево», «са-амкнись!», «по залу шагом марш!» ИУ «Мой веселый, звонкий мяч» (подбрасываем мяч и ловля его по ходу) Легкий бег, перекладываем мяч из одной руки в другую вокруг своего тела. Ходьба по залу, дети кладут мячи на место Дыхательное упражнение «Крылья большой птицы»

спокойный

Дети выполняют команды ИФК Эти игровые упражнения развивают координацию и точность движений

Упражнение на восстановления дыхания

Художественное слово

ИФК: «Здоровье в порядке…. Дети: …..спасибо зарядке!»

Примечание: В зале до начала занятия делают влажную уборку, открывают форточку и оставляют их приоткрытыми до конца гимнастики. Температура воздуха в помещении в течение всей утренней гимнастики поддерживается в пределах +16, +18.

Общеразвивающие упражнения подобраны так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц.

Упражнения, которые включаются в комплекс, знакомы детям: впервые упражнения разучиваются на физкультурном занятии и только после выносятся на утреннюю гимнастику. Каждый комплекс проводится две недели. Дети с удовольствием выполняют интересные упражнения все вместе и под звуки веселой музыки, что, кроме того, дает особую сплоченность в коллективе.

Коррекционное игровое занятие для детей с ОВЗ «Как зовут тебя, скажи или просто - покажи!»

Кромаренко Татьяна Вениаминовна, социальный педагог,
ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей», г. Саяногорск


Коррекционное игровое занятие Круг для детей дошкольного, младшего школьного возраста с нарушениями в развитии
Цель: Развитие навыков коммуникативного общения.
Задачи:
- создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
- формирование «образа себя» через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
- стимуляция игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка.

Участники занятия: социальный педагог, дети, родители (количество участников зависит от индивидуальных особенностей детей, оптимальный вариант 7-9 человек).
Оборудование:
- зал (просторный класс) с ковровым покрытием (занятие проводится на полу);
- музыкальное сопровождение (спокойная и ритмическая музыка);
- большой мяч, большое шелковое покрывало в форме круга, мешочек с разноцветными небольшими пластмассовыми мячиками (по 3шт. одного цвета на каждого участника), ведерки по количеству участников, геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Приветствие:
Добрый день! Я рада вас приветствовать на нашем занятии Круг и пригласить в путешествие на воздушном шаре. Чтобы начать наше путешествие, мы все должны встать в круг и взяться за руки (дети и родители встают попеременно). Теперь давайте поприветствуем друг друга, поднимем руки вверх и скажем дружно «Здравствуйте!» (дети и родители, держась, поднимают руки вверх, произносят слово «Здравствуйте», и делают «поклон» вперед).
Молодцы! А теперь, давайте познакомимся и узнаем, кто же, пришел на наше занятие и решил отправиться в путешествие? Познакомиться нам поможет большой мяч! (мяч поможет детям сконцентрировать внимание). Форма мяча – «круг» (педагог показывает геометрическую фигуру – «круг»), (если дети говорящие, можно задать им вопрос: «На какую геометрическую фигуру похож наш мяч? Выберите круг из предложенных фигур»). Мы познакомились с нашим помощником, а теперь будем знакомиться с вами. Приглашаю всех сесть на пол в круг. У меня в руках мяч, я буду по очереди называть имена, а тот, чье имя я произнесу должен сказать «Это я! », назвать свое имя «Миша!» и поднять руки вверх (если ребенок не говорящий, он поднимает руки и пытается произнести свое имя). Давайте, будем знакомиться! (Все участники представляются. Если участник не знает свое имя (или не может говорить), то ему помогают остальные, протягивают руки в его направлении и произносят «Вот Миша» , а родитель данного ребенка, встает у него за спиной, берет его руки и прижимает их к груди ребенка со словами «Я Миша!». Педагог направляет мяч данному участнику, который берет мяч и произносит: «Это я Миша! », затем возвращает мяч педагогу. Знакомятся все участники).
Ритмическая игра «Тук-тук, туки-тук…» (или другая небольшая ритмическая игра, выполняется под музыку с движениями). Игра направлена на эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями. Выполняется в кругу, стоя.
Дети повторяют движения педагога под музыку со словами:

Тук–тук, туки-тук,
Бьет кулак как молоток
(кулачком правой руки стучат по правому колену).
Тук–тук, туки-тук,
Бьет кулак как молоток
(кулачком левой руки, стучат по левому колену).
Тук–тук, тук-туки,
Застучали две руки
(попеременно стучат кулачками).
Тук–тук, туки-тук,
Застучал мой каблучок
(стучат пяткой правой ноги).
Тук–тук, туки-тук,
Застучал мой каблучок
(стучат пяткой левой ноги).
Тук–тук, тук-туки,
Застучали две ноги
(топают ногами).

(дети сходятся к середине круга стуча руками по коленям и топая ногами).
Тук–тук, туки-тук две ноги и две руки (дети расходятся в исходное положение круга, стуча руками по коленям и топая ногами).

Сенсорная игра «Волшебный мешочек» стимулирует активность ребенка.
Педагог приглашает детей занять места в кругу, показывает «волшебный мешок», раздает всем участникам цветные ведерки (в соответствии цветам мячиков). Знакомит с правилами выполнения задания. «Я буду доставать мячик из мешочка. Тот ребенок, у кого такого же цвета ведерко должен поднять руку, сказать «Я, Миша, у меня красный цвет! ». Ребенок получает мячик и помещает его в ведерко. Игра продолжается пока мешок не опустеет. По завершению, все участники должны посчитать количество мячей в ведре. Для этого все достают по одному мячу из ведра, вместе произносят: «один», «два», «три» и кладут в мешок педагога. Завершается игра подсчетом количества мячей в ведре.
Ритмическая сенсорная игра «Ветер дует!» позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие.
Педагог говорит: «Что ж, я вижу, вы уже готовы к путешествию! А на чем можно путешествовать по воздуху? (ответы детей, помощь родителей). Путешествовать можно на разных летательных объектах, а мы с вами отправимся на большом воздушном шаре! И сейчас мы его должны будем поднять и все поместиться под ним! Поможет нам большое цветное шелковое покрывало, оно тоже имеет форму круга. Я предлагаю всем занять места на полу, взяться за края покрывала и под мои слова, поднимая руки вверх, попробуем его раздуть как купол воздушного шара!
«Ветер, ветер дуй сильней»
Ветер, ветер, дуй смелей,
Раздувай шатер большой.
Пусть накроет нас с тобой!
Первым он накроет…
(произносится имя ребенка, ребенок прячется под покрывало)
А вторым накроет … (имя ребенка)
Ну, а третьим будет… (имя ребенка)
А четвертым будет… (имя ребенка)
А теперь уж постарайтесь
Мамы дружно к деткам прячьтесь!
(все участники оказываются под покрывалом)
Педагог обходит всех вокруг, трогает со словами:
«Это что у нас за чудо? Шар воздушный прилетел!
Ты откройся шар скорей, покажи нам всех детей!
Это Миша! Это…
(произносятся имена детей, они выходят из-под покрывала).
Детки, мамы, где у нас? Вы найдите их сейчас!» (дети снимают покрывало с родителей)
Педагог предлагает собрать покрывало со словами: «Ветер, ветер дуй сильней, собери шатер быстрей!» (все вместе собирают покрывало и убирают в чехол).

Окончание занятия. Все участники встают в круг, берутся за руки. Педагог говорит: «Мы сегодня ребята познакомились с вами, подготовили воздушный шар для путешествия, проверили, может ли он всех поместить. И на следующем уроке мы отправляемся в путешествие! Пришло время попрощаться. Скажем дружно «До свидания, спасибо за внимание!» (все держась, поднимают руки вверх и произносят слова, выполняя поклон вперед).
По окончании, педагог обсуждает с родителями результаты занятия.

Используемая литература:
1. Адаптация ребенка в группе и развитие общества на игровом занятии Круг/ Зарубина Ю.Г., Константинова Т.А. – М.: Теревинф, 2009. – 56с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
2. Музыкальные обучалочки / Е.Железнова – М.: ВЕСТЬ-ТДА, 2007.

Внеурочная деятельность

Психология и педагогика

Физкультура для детей с ОВЗ

Физкультура для детей с ОВЗ в школе - важный предмет, обучающий ребенка уважать свое тело. Сам процесс физического воспитания включает восстановление функций нарушенных анализаторов, восполнение дифицита двигательной активности с учетом конкретного дефекта, формирование морально-волевых качеств. В его основе лежит адаптивная физическая культура (АФК) направленная на реабилитацию «особых» детей и их включение в здоровую социальную среду.

Значение и особенности АФК

Адаптивная физкультура - это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы - физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.

В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:

1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».

3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом.

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.

5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

6. Вариативность:

    многообразие упражнений и условий их выполнения

    разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)

    разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние

    развитие речи (подвижные игры с речетативами)

    развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры)

    развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)

7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.

Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, - и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет - самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки. Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет - тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: - как реагировать на детские фантазии и истерики; - как хвалить и поощрять ребенка; - как выбрать детский сад и школу; - как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; - как решить проблему нарушения пищевого поведения; - как помочь ребенку адаптироваться в школе; - как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные.

Рассмотрим два метода.

"Эволюционный метод двигательной реабилитации".(автор Н.Н Ефименко)

1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.

2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.

3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепненным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку→ лежа на спине → лежа на животе.

4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам»: головой (шейным отделом позвоночника) → плечевым поясом и руками → мышцами туловища (грудь, живот, спина) →тазовым поясом →нижними конечностями → все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках.

    в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками

    в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами

5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными), затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). "Ползанье по-пластунски"→ "Ползанье на нижних четвереньках"→ "Ползанье на средних четвереньках«→ «Ползанье на высоких четвереньках».

6. Чем ниже положение тела, тем медленне и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).

7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мыщцы («прочно стоящая колонна»).

8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.

Метод предполагает «Большое планирование» - стратегическое планирование на месяцы и годы и «Малое планирование» на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движений максимально корректируют нарушения моторики.

О чем эта книга Это самый подробный гид по родительским промахам, способам их избегания и устранения. Автор разбирает самые распространенные ошибки, которые или совершают, или очень боятся совершить все родители. Вы узнаете, как: стать ребенку настоящим другом, не теряя авторитет; общаться с ребенком, не повторяя ошибок своих родителей; правильно реагировать на капризы и непослушание ребенка; удовлетворить потребность ребенка в любви, не балуя его; развивать ребенка с учетом особенностей его личности; привить ребенку правильное представление о счастье и успехе. Кто автор Ольга Маховская - известный психолог, кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии РАН, ВГИКа. Стипендиат международных научных программ. Директор по содержанию детского телевизионного проекта «Улица Сезам в России», автор и ведущая программ для родителей. Автор книг «Американские дети играют с удовольствием, французские - по правилам, а русские - до победы», «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить».

« Игра-эстафета «Двойная мотивация»

Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе:

    перед изучением нового материала для закрепления разученных движений

    после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.

Виды движений, от 2-х до 10, и их сочетания зависят от сложности заболевания «особых» детей:

    проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия

    бег с перепрыгиванием препятствий

    ползанье - ходьба - бег с сохранением равновесия на различных снарядах

    ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов

    бег с ведением мяча

    передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах

    бег змейкой между предетами

    ходьба с перешагиванием предметов

    передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам

Протвопоказаны:

    акробатические кувырки вперед и назад

    бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)

    лазанье по канату

    бег до стены и ее касание (опасность ударов о стенку)

В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовырука.

Противопоказания к АФК

    Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания

    Сердечно-сосудистые заболевания

    Легочная недостаточность

    Заболевания крови

    Нарушения спинального кровообращения

    Злокачественные образования

    Почечная недостаточность

    Хронический гепатит

    Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки

    Осложненный сахарный диабет

    Эпилепсия

    Остеохондроз позвоночника с осложнениями

    Психические заболевания

В целом физическая культура для детей с ОВЗ - это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствания и самореализации.

Еще не было такой книги Михаила Литвака, которая показалась бы заурядной. Бойкий стиль автора не оставит равнодушными никого! В этой книге собраны общие, порой парадоксальные принципы воспитания, которые должны знать все родители. Оказывается, дети нередко страдают не столько от недостатка внимания родителей, сколько от его переизбытка! Так что, если Вы хотите счастливого будущего своим детям, оставьте их в покое как можно раньше! «Хочу объяснить почему, я, Литвак Михаил Ефимович, врач психиатр высшей категории, психотерапевт Европейского реестра, член-корреспондент РАЕН, кандидат медицинских наук, автор более 30 книг, посвященных проблеме общения и различным аспектам психиатрии и психологии, решил вдруг заняться проблемами воспитания детей», - так начинает свой очередной психологический бестселлер известный «инженер душ». А, действительно, почему? «Цель моих статей о воспитании - привлечь к проблеме заинтересованных в развитии России и в проведении необходимых реформ, которые помогли бы вывести страну на тот передовой уровень, который она достойна занять в соответствии со своими природными и людскими ресурсами. Полагаю, что стоит меня выслушать».

Чудненко Оксана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Графомоторные упражнения для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Графомоторные упражнения для работы с

детьми с ограниченными возможностями

г. Воронеж - 2016 г.

Чудненко Оксана Владимировна – педагог дополнительного

образования биологического отдела Дворца творчества детей и молодежи

Чудненко О.В. Графомоторные упражнения для работы с детьми с

ограниченными возможностями здоровья – Воронеж: МБУДО ДТДиМ,

Под редакцией Глущенко

замдиректора

предложены

практических

упражнений, которые позволят методически грамотно организовать работу по

формированию

графомоторного

ограниченными

возможностями

здоровья,

расстройствами

аутичного

адресовано

педагогам

дополнительного

образования

специалистам реабилитационного профиля.

2016 г. Протокол № 3.

©Чудненко О.В., 2016 г

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Основные принципы формирования графомоторных навыков……………..5

2. Актуальность и специфика использования графомоторных упражнений у

детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………..6

3. Основные виды графических работ, применяемых на занятиях………..…..8

4.Некоторые примеры графомоторных упражнений………………………….13

5.Особенности применения графомоторных упражнений у детей с

расстройствами аутичного спектра…………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и

движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их

соединения.

Овладение

графомоторным

представляет

предполагает

сформированность

предпосылок:

зрительно-пространственных

операций,

зрительно-моторной

координации

моторики.

Несформированность

оказывать

негативное

дальнейшее

усвоение

орфографических

самостоятельную

письменно-речевую

деятельность в целом.

Чтобы получить информацию, дети с ОВЗ чаще всего полагаются на

зрение, а не на слух. Формирование графических навыков у детей с ОВЗ

осуществляется

специфическими

трудностями,

обусловленными

интеллектуальными

нарушениями

отклонениями

психического

физического

развития.

познавательной

активности,

недостаточность

моторных

замедленность

процесса

переработки

сенсорной

информации,

несовершенство

межанализаторной

интеграции

ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля затрудняют

овладение графическими навыками таких детей. У таких детей отмечаются

значительные

нарушения

моторики

снижение

двигательной

памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз

отличаясь

неточной

координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в

состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения

пределами строки, чертить ровные линии.

Поэтому для развития этих навыков графические упражнения для детей

являются

приоритетными,

они способствуют

формированию

глазомера,

зрительной

развитию

воображения,

зрительного

кинестетического

восприятия,

зрительно-двигательной

координации,

произвольности,

ритмичности

точности

движений;

воспитанию

трудолюбия, усидчивости.

1. Основные принципы формирования графомоторных навыков

Согласно

представлениям

психологической

структуре

графической

деятельности,

формируется

зависимости

зрительного восприятия, произвольной графической активности и зрительно-

моторной координации (схема).

Формирование

графомоторики

происходит

нескольких

уровнях развития личности: биологическом, психологическом и социальном.

Биологический уровень подразумевает коррекцию недостатков биологической

интеллектуального

развития

активизацию

физиологических

процессов в коре больших полушарий. При реализации любой деятельности

нервная система и, в частности, головной мозг активно включается в его

реализацию. И чем более сложная по организации эта деятельность, тем

более сложная она и по мозговой регуляции.

Психологический уровень подразумевает активизацию и коррекцию общего

развития

способствуя

интеллектуальному

развитию. При

графомоторной

включаются

психосоматические

развития

Графическая

деятельность

Зрительное

восприятие

Зрительно-

моторная

координация

Графическая

активность

этом происходит

развитие

двигательных

познавательных

способностей

возрастных

психофизиологических

особенностей, а именно:

1. Двигательной области коры головного мозга, отвечающей за:

формирование

совершенствование

моторики

двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами

(твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

Умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер, выполнять игры и

упражнения с ними (обводка, закрашивание предметов, рисование на заранее

заготовленных листах);

Формирование зрительно-моторной координации.

2. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и

слухового восприятия.

3. Координация крупных движений и умения владеть своим телом,

совершенствования двигательных умений и навыков.

5. Ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.

6. Формирования навыков образовательной деятельности: умения слушать,

понимать и выполнять словесные установки педагога.

Социальный уровень подразумевает социальную реабилитацию детей с ОВЗ.

Владение

графомоторикой

человеческое

умение, которое востребовано и реализуется только в социуме.

2. Актуальность использования графо-моторных упражнений для детей с

Применение графомоторных упражнений для детей с ОВЗ является

актуальным , чему и посвящено данное пособие, благодаря:

Возможности их применения в процессе обучение детей с ограниченными

возможностями здоровья с разным уровнем интеллектуального развития.

Высокому коррекционно-развивающему потенциалу упражнений.

Интересу детей к процессу копирования образцов.

является

расширение

практического

инструментария

педагога

интенсивным

развитием мелкой моторики детей с ОВЗ.

З а д ач и применения

графомоторных

упражнений

направлены

повышение

коррекционного

потенциала

формирования

детей с ОВЗ перцептивных действий и сенсорных эталонов обобщенных

представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

Требования

о р г а н и з а ц и и

п р о в е д е н и ю

г р а ф о -

моторных упражнений:

Систематическое проведение;

Только индивидуальное проведение;

Соблюдение правил рисования;

Поддержание интереса у детей;

Игровая мотивация;

Качество работы ребенка.

Графомоторные упражнениядля детей с ОВЗ направлены на:

Совершенствование зрительного и слухового восприятия;

Развитие зрительно-моторной координации;

Формирование плавности, ритмичности и точности движений;

Развитие мелкой моторики и воображения;

Совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков

связной речи.

модифицируется,

усложняется

упрощается

зависимости

развития

подготовленности

восприятию

материала.

В работе с детьми с ОВЗ используются следующие методы работы :

Словесный (беседа, пояснение) - четкое изложение своего запроса. Например,

«соедини точки красным карандашом» (рис.1) или «сделай штриховку, как на

образце» (рис.3).

Практический

(непосредственная

раскрашивание

цветными

карандашами,

акварелью,

нанесение

пластилина,

салфеточный

оттиск трафаретом, аппликации природным материалом, работа в технике

обрыва, скатывания и т.д. (рис. 2, 4, 6,7).

Чувственно-наглядный – это непосредственное соприкосновение с фактурой

природного

искусственного

материала,

сравнение

окружающими предметами и природой, получение различных оттенков – все,

что помогает развитию восприятия (рис. 7, 8, 9).

3. Основные виды графических работ, применяемых на занятиях

Арсенал графических упражнений, предлагаемый для выполнения детям с

ОВЗ - стандартный, соответствует уровню младшей начальной школы.

1. Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений (в работе

использовать

карандаши,

требующие

фломастеры и маркеры использовать нежелательно) (рис. 1,3, 6, 7)

2. Зрительный анализ и синтез.

Упражнения на определение правых и левых частей тела (симметричное,

зеркальное отображение части изображения) (рис. 9)

ориентировку

пространстве

отношению

предметам

(показать

нарисовать

требуемого предмета) (рис. 5, 9).

условиями

направлений

(трафареты,

лабиринты) (рис. 1,2, 5, 8).

3. Рисование.

Занятия по штриховке по контуру, обводка, раскрашивание: «Волшебная

клеточка»,

«Проведи

«Повтори

«Дорисуй картинки», «Повтори рисунок», «Обведи и раскрась» (рис.2, 3, 4, 7)

Срисовывание геометрических фигур (рис. 1, 8).

Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры (рис. 5).

Воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них

Дорисовывание

незаконченных

рисунков,

принципам

симметрии (рис. 9).

Дополнение

рисунков

недостающими

деталями

законченные

изображения, но с недостающими деталями) (рис. 8).

С а м о с т о я т е л ь н о е

рисование простых

рисунков

рисунку-образцу

последующим

раскрашиванием, штриховкой или

дорисовыванием (рис. 6,7).

воспроизведение

фигур и их сочетаний по памяти

(рис. 1, 3, 5).

4.Графическая символика:

Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию

предметов (изображение их с помощью символов).

трафаретами,

пластилином,

аппликации,

вырезание

ножницами, поэтапное рисование.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и

точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться

терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения

невозможно

сосредоточиться

зрительно.

Регулярные

занятия с графическими диктантами развивают у детей с ОВЗ произвольное

внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук,

координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для

развития

пространственного

воображения,

моторики

координации

движений,

усидчивости

качестве

«пальчиковых»

упражнений

предложить детям графический диктант «Курочка» (рис. 10)

Вначале диктуем загадку:

Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек для блинов,

Куличей и пирогов. (Ответ: Курица).

Диктант: от начальной точки 1 клетка

вверх на уголок вправо, 2 клетки вверх,

1 вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1

вниз, 1 вверх на уголок вправо, 3 вниз, 1

вниз на уголок вправо, 6 вправо, 1 вверх

вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз на уголок влево, 1

вправо, 1 вниз на уголок влево, 1 вправо, 1 вниз на уголок влево, 1 вправо, 1

вниз на уголок влево, 1 влево, 1 вниз, 3 вниз на уголок влево, 2 влево, 2 вниз,

1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 3 влево, 1 вверх на

уголок влево, 3 вверх, 1 вверх на уголок влево, 1 влево, 1 вверх, 1 влево,

соединяем в начальной точке.

Некоторые примеры графо-моторных упражнений

«Дорисуй фигурки»

в о з ь м и

карандаш и веди по стрелочке

соединяя

и с п ол ь зу й

карандаши разного цвета.

в ы п о л н е н и и

безотрывность

использованием

карандашей разного цвета.

«Рисование по точкам»

к а р а н д а ш а м и

с о е д и н и

изображенные

получившиеся

забор, солнышко, облака и т.д.)

цветным карандашом.

точность

соединения,

аккуратность закрашивания.

«Салфеточный декупаж»

Задание: возьми и скатай пальцами кусочки салфетки (2*2 см) в шарики.

клеем-карандашом

пунктирные

соответственно их цветам (солнышко – желтый, море – синий, фонтанчик –

голубой). После раскрась рисунок (можно акварелью)

Важно: плотность скатывания кусочков, аккуратность приклеивания

«Раскрашивание

по цветным точкам»

Задание: раскрась элементы рисунка цветным карандашом соответственно

цвету нанесенных на него точек.

Важно: самостоятельно узнавать цвет и подбирать цветные карандаши

«Обвести картинки»

Задание: обведи картинки

Важно: не отрывать карандаш от бумаги

«Раскрашивание по цифрам»

раскрась рисунок по цифрам, п

одбери цвет карандаша

соответственно указанному номеру на картинке.

Важно: не заходить за границы

Особенности применения графомоторных упражнений у детей с

расстройствами аутичного спектра

Исходя из имеющегося опыта по работе с детьми с РАС, предлагается

использование

некоторых

элементов

поведенческих

программ,

наиболее

приемлемых для занятий графомоторикой в условиях УДО.

Выстраивание первичных отношений с ребенком-аутистом

Здесь необходимо учитывать общее понятие «поведенческий момент». Он

означает

создание

построение

удачного

осуществления

ребенком

требуемого

действия

посредством

первоначального

предоставления

простейших

инструкций,

вероятность

выполнения

которых очень высока. За сложной формулировкой следует вполне простое

правило: подходим к ребенку не с теми требованиями, выполнения которых в

настоящий момент хочет педагог, а с требованиями, которые ребенок, скорее

всего, с удовольствием согласится выполнить. Аутичные дети, которые часто

характеризуются не только речевыми расстройствами, но и нарушениями в

координации движений, мелкой моторике и др., затрудняются в выполнении

заданий, и избегают их либо развивают зависимость от подсказок взрослого,

и требуют поддержки руки, либо полностью расслабляют руку, как только

взрослый прекращает давать подсказку.

Установление

зрительного контакта

Не каждый ребенок с РАС может с легкостью установить

зрительный

с другими людьми. Если педагог знает (из общения с родителями),

что ребенок испытывает сложности в установлении зрительного контакта,

необходимо использовать другие действия, например, помахать рукой или

обняться. Эта техника должна быть индивидуализирована и адаптирована по

потребностям

Поведение,

является

невероятно

простым для одного ребенка, может представлять серьезные сложности для

Формирование положительных стимулов

Для некоторых аутичных детей задания на графомоторику являются

дискомфортными (например, у детей с затруднением моторных функций). В

этом случае нельзя допускать, чтобы этот элемент занятий стал для них

аверсивным, неприятным стимулом. В любом случае начало работы над

графомоторными упражнениями должны ассоциироваться у ребенка с чем-то

комплиментом,

похвалой,

рукопожатием

поощрение ребенка, лучше заранее обсудить с родителями. Очень важно

хвалить ребенка за выполнение простых действий. Нужно, чтобы ребенок

чувствовал

предъявите ему свое истинное требование.

Последовательность действий педагога в работе с ребенком с РАС

Часто педагог, подходя к аутичному ребенку, «выдает» ему целый ряд

требований, ни одно из которых не предполагает занятие интересным для

деятельности.

демонстрирует

сотрудничества (вербальный или невербальный), а затем начинается «борьба

за власть», истерики и т.п. Кроме того, педагогу надо знать, что есть негибкие

дети, которые по привычке думают, что вы подходите к ним для того, чтобы

заставить их прекратить выполнять какие-то забавные и занимательные для

них действия. Существует способ предотвратить или разорвать замкнутую

цепь этих событий еще до их возникновения.

научиться

предоставлять

несколько

обдумывания

действий,

избежать

ненужных

усилий и разочарования в долгосрочной перспективе, особенно в случае, если

ребенок демонстрирует отказ от сотрудничества и негибкость поведения. Не

каждый обычный ребенок, не говоря уже об аутисте, будет проявлять бурный

предложенного

развитию

моторики.

Шаг 1. Постарайтесь оказаться в непосредственной близости от ребенка и

уст ановить

зрительный

конт акт,

в о з м ож н о.

Дождитесь

получения

внимания

Шаг 3. Предоставьте свое требование, используя четкую и понятную речь

(«Давай рисовать», а не «Если ты не будешь отвлекаться. я дам тебе

к р а с к и

с м о ж е ш ь

р а с к р а с и т ь

р ы б к у»).

Шаг 4. Подумайте о том действии, которого вы хотите добиться от ребенка,

как о своей реальной цели. «Оберните» эту цель в несколько «обложек»

прежде, чем озвучить ее.

Таким образом, если, к примеру, вы хотите, чтобы ребенок (назовем его

пластилин

дальнейшей

«Посмотри на меня, Олег!» (ребенок переводит на вас взгляд). «Отличный

свитер, дай «пять»!» (Олег «дает пять»). «Молодец! Разомни пластилин»

То есть, первоначально ребенку предоставляется несколько простых

требований,

легкостью

выполнить,

прошлом он уже имел неоднократный и успешный опыт их выполнения.

поведения

педагога

– сначала

требования, потом истинные.

5.Работа над формированием навыков графомоторики

формированием

графомоторных

использовать такие упражнения, как раскрашивание (не выходя из границ

рисунков),

имитация

проведения

проведение

пунктиру,

проведение линий между точками, копирование рисунков, добавление линий

в рисунки и т.п.

Для работы с ребенком-аутистом педагогу важно определить конечный

вид реакции ребенка (например, ребенок должен закрасить фигуру не выходя

за контуры), и поощрить те реакции, которые наиболее близки к требуемому

виду. Например, на первом этапе, если ребенок выходит за контуры на 3 см.,

то поощряется такое раскрашивание. Если ребенок вышел за контуры на 2

см., то это раскрашивание поощряется, а предыдущий вид (на 3 см.) не

поощряется. На следующем этапе, если ребенок не выходил за границы

рисунка более чем на 1 см, то такое раскрашивание поощряется, а на 2 см - не

за контуры.

Использование

потребовать

продолжительное

обучения

ускорить

процесс, при обучении используются подсказки. Чаще всего, это физические

подсказки (направление руки обучающегося).

Также, для того чтобы ребенок выполнял продолжительное действие,

можно использовать счет. Например, начинаем раскрашивать круг с полной

физической подсказкой и вслух считаем "Один, два, три, четыре, пять". На

счет "пять" прекращаем раскрашивать. В дальнейшем сначала уменьшаем

физическое сопровождение руки ребенка, но продолжаем считать. И после

того, как ребенок научился раскрашивать самостоятельно, без физической

помощи - начинаем удалять словесную подсказку.

Аутичный ребенок может затрудняться копировать и перерисовывать

рисунки. Для того чтобы развить этот навык, можно тренировать упражнение

имитацию.

ребенком

Произносим четко "сделай так" - и проводим одну линию. Ребенок на своем

листе должен провести такую же линию. Если ребенок затрудняется, можно

использовать физическую подсказку. Таким образом, можно обучить ребенка

проводить сначала одиночные линии (горизонтальные или вертикальные),

диагонали,

сочетания

последнем

простые фигуры.

В упражнении на соединение точек аутичные дети часто затрудняются

увидеть конечную точку, и довести до нее линию. Для этой цели можно

потренировать отдельное упражнение, в котором ребенок будет соединять

одинаковые

тактильно

связующий предмет и, таким образом, обучается находить две точки, которые

нужно соединить. После этого нужно постепенно увеличивать количество

парных рисунков на листе, чтобы закрепить данный навык.

Проведение линий по пунктиру также может вызывать затруднения у

ребенка, у которого сложности с мелкой моторикой, и сосредоточением.

Прежде всего, важно, чтобы на начальном этапе пунктир был очень заметным

(жирным, с небольшими пробелами), и пунктирная линия была простой и

прямой. Со временем, когда ребенок научится проводить линию по пунктиру

самостоятельно, можно будет постепенно утончать пунктир, а также делать

изогнутой.

Некоторые

затрудняются

проводить

когда пунктир очень четкий и заметный. В таком случае, можно попробовать

дополнительные способы, которые позволят ребенку опираться не только на

визуальное

восприятие,

тактильные

ощущения.

маленькие дырочки на пунктире (проткнуть ручкой), и когда ребенок будет

проводить линии, он будет "ощущать" пунктир.

Графомоторные навыки являются одними из самых функциональных

предпочтительно

аутичному

успешной

инклюзии.

обучение

графомоторики не является первоочередной целью. Ребенок должен, прежде

всего, уметь общаться с окружающими, играть, и быть самостоятельным. Но,

если у ребенка есть потенциал (навыки речи, общения) работа над развитием

навыков графомоторики может быть для него полезной и функциональной.

Ритмическая гимнастика для детей с ОВЗ. Статья.

Автор: Забелина Светлана Александровна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Березка", г. Тамбов.

Ритмическая гимнастика - средство оздоровления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, логопедам для работы с детьми ОВЗ. Его можно использовать для педагогов в качестве консультаций на семинарах и на педсоветах.
С каждым годом растет количество детей, страдающих нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, ожирением, деятельности органов дыхания. сердечно-сосудистыми заболеваниями. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития и профилактики заболеваний. Одним из таких путей являются занятия по ритмической гимнастике.
По мнению Жака-Далькроза, ритмическая гимнастика призвана раскрепостить творческую энергию человека и через движение под музыку благотворно влиять на состояние всего организма. Его идея основана на том, что человеку свойственна природная склонность к ритму, которая выражается в непроизвольных движениях на услышанную музыку.
Посмотрите на походку балерины, танцовщицы или гимнастки: прямая спина, красивая линия шеи, выворотный шаг от бедра. Специально они не занимаются отработкой техники повседневной ходьбы. Понаблюдайте за их жестами, движениями рук, - они грациозны и красивы. Пользоваться этим в жизни их тоже не обучают. Но двигательный опыт, полученный в ходе многолетних занятий хореографией, танцем, гимнастикой, переносится во все сферы жизни. Чтобы они ни делали, движения их красивы, гибки, пластичны.

Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой.
Культура движений во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Ведь без развития силы мышц спины и брюшного пресса ребенок не сможет удерживать правильную красивую осанку долгое время. Плохая координация не позволит ему согласованно выполнять движения руками и ногами одновременно. Недостаточная гибкость снизит впечатление от выполненной позы (равновесие «ласточка»). Излишняя медлительность проявится в плохом сочетании упражнений с музыкой. Быстрая утомляемость, как результат низкой выносливости, не даст до конца контролировать свои действия. Но это не значит, что, развивая физические качества, мы обязательно формируем у детей и культуру движений. В системе специальных методик постановки правильных красивых движений ведущее место отводится ритмической гимнастики во всех ее видах.
На занятиях ритмической гимнастикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его частей. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.
Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Если он не внимателен, значит, плохо запоминает упражнения и всегда излишне напрягается при их выполнении. Недостаток образного и логического мышления приводит к ошибкам при выполнении комплексов упражнений. Плохо сформированные представление и воображение не позволят ребенку выразительно создать и передать движениями необходимый образ. Занятия ритмической гимнастикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так и слуховой и зрительной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость занятий по ритмической гимнастике состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Занятия по ритмике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию.
Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет свое название и выполняется под соответствующую музыку, которая, в свою очередь, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет помимо эстетического фактора еще и корригирующую направленность.
У таких детей нарушено внимание, чувство ритма, темпа, нарушения осанки, общей и мелкой моторики. Занятия по ритмике, вызывая у дошкольников непосредственный интерес, дают возможность учить их подчинять свое поведение и действия определённым правилам. Максимальное использование нами игровой деятельности на занятиях ритмической гимнастикой повышает интерес детей к физическим упражнениям, укрепляет здоровье, повышает работоспособность, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
Параллельное изучение на занятиях литературных произведений, повышает кругозор детей. Музыкальное оформление создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей занимающихся.
Ритмическая гимнастика позволяет приобщать к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных. Таким детям нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов, что подтверждают исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза. Главное – это помочь ребенку почувствовать музыку в себе, ощутить ее воздействующую силу.
В то же время движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии здоровья и воспитании.
Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией, способствуют повышению жизненного тонуса. На занятиях не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Это нисколько не мешает им. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них все получается. Сколько ярчайших эмоций и переживаний создают музыка и движения – основные помощники «волшебной феи» - ритмической гимнастики!