Великий кошевой атаман иван сирко. Иван сирко и его тайное оружие Иван сирко биография

«Урус-шайтан», запорожский атаман Иван Сирко

В «списке» народных героев Украины навсегда останется имя запорожского атамана Ивана Сирко – за что же он удостоился такой чести?

«Урус-шайтан»

Настоящий народный герой должен быть и выходцем из народа. Иван Сирко сын Дмитрия родился в простой казацкой семье на Левобережной или Слободской Украине. Семья его, впрочем, была не из бедных, владела и домами и мельницей и многочисленным имуществом, все это добыто нелегким трудом и не только мирным, но и ратным – военным. В остальном ничем от остальных вольных казаков Сирки не отличались, а сам Иван Сирко до конца жизни даже грамоте не обучился, что оказалось вообщем редкостью в среде запорожской старшины, любившей щегольнуть своей просвещенностью.

Зато были у Ивана Сирка другие качества, та аура власти и жизненная сила, которая порождала легенды и мифы о славном запорожском атамане. Говорили, например, что родился он с зубами и как только баба-повитуха поднесла новорожденного к столу, он самостоятельно схватил пирог и съел его. Легенду эту впоследствии вспоминали, как доказательство того, что всю свою жизнь Сирко “грыз” врагов православного христианского люда. Неуязвимость Сирка в бою, его отчаянная смелость и твердая рука, порождали рассказы о его связи с нечистой силой, по одной из версий однажды он умудрился самого черта серебряной пуговицей подстрелить, а татары и турки, те напрямую называли Сирка “урус-шайтан”, то есть “русский черт” и пугали им своих детей.

И было чем пугать, из молодого волчонка вырос матерый волк. Наверное ни один из украинских гетьманов и атаманов не нанес столько урона крымско-татарским и турецким ордам, как Иван Сирко, турки к нему даже наемных убийц подсылали, но покушение было раскрыто, судьба стояла на стороне Сирко. Одна из его самых известных побед – “рождественское побоище” 1675 года. Той зимой турецкий султан задумал уничтожить в корне “разбойничье гнездо”, Запорожскую сечь. Более чем 50-тысячное войско, в том числе 15 тысяч отборных турецких янычар тайно подошло к Сечи прямо в рождественскую ночь, но произошло “чудо” в результате которого почти все янычары были перебиты, а татары едва спаслись бегством. Нередко Сирко ходил походами на Крым, однажды неожиданным ударом захватил тогдашнюю ханскую столицу Бахчисарай, а крымский хан едва успел спастись бегством.

Громкие военные подвиги и освобождение тысяч христиан из татарского плена создали Сирку всенародную славу и огромный авторитет. Но был и другой Сирко, политический авантюрист, сын своего неспокойного братоубийственного века.

Братская кровь

“Время было такое” – нередко говорят в тех случаях, когда хотят оправдать жестокость, насилие или собственное малодушие. Но если называть предателем гетьмана Мазепу и говорить о садистских наклонностях сына великого Богдана, младшенького Юрася Хмельницкого, то какую характеристику следует дать Ивану Сирку?

Сирко был кошевым запорожским атаманом, в то жестокое и страшное время, когда Правобережную и Левобережную Украину раздирали междуусобные страсти, усиленные вмешательством соседей – Польши, России, Турции и подвластного ей Крыма. В этом кипении страстей и современники и историки отмечают абсолютное непостоянство Сирка, его сиюминутные эмоциональные порывы. Он успел перебывать союзником всех без исключения сторон, интриговал и ссорился с вчерашними приятелями. В ответ доносы сыпались на Сирка как с Правобережья так и с Левобережья. После очередного доноса Сирко был арестован левобережным гетьманом Иваном Самойловичем и отправлен в Москву, откуда прямиком загремел в Сибирь. Из ссылки его вызволили…татары с турками, которое повели такое масштабное наступление на Украину, что даже поляки официально обратились к русскому царю Алексею Романову, с просьбой освободить Сирка и дать ему возможность участвовать в военных операциях против мусульман.

Алексей Михайлович Романов внял голосу разума и приказал снова доставить Сирка в Москву, где заставил экс-атамана принести личную присягу на верность, в царских палатах, да еще в присутствии патриарха всея Руси Питирима. Но и после этого старый “лис” Сирко не перестал плутовать и до самой смерти вел сложные политические игры. Единственным постоянным пунктом в “программе” Ивана Сирка была защита православной веры. И в этом пункте, бывало, он доходил до крайней жестокости.
Фрагмент картины И. Е. Репина «Запорожцы»

Искрометная картина Ильи Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, живописует как раз эпизод из жизни Сирка, составление ответа султану вскоре после той самой “рождественской бойни”, когда запорожцы уничтожили отборный отряд янычар. Однако на самом деле одним письмом дело не ограничилось. Предистория знаменитого послания такова. Летом 1676 года запорожцы ворвались в Крым и в ответ на зимнее нападение, произвели очередное опустошение полуострова. Среди богатой добычи, как обычно, находились и освобожденные пленники, около 7 тысяч человек. Выйдя из Крыма Сирко обратился к бывшим пленным с речью, в которой предложил людям самостоятельно решить свою судьбу. В результате около трех тысяч человек решили возвратиться в Крым, где они успели обзавестись семьями и нашли свою новую родину. Сирко отпустил их и подождав, когда они отойдут подальше от лагеря, послал молодых казаков с приказом: “уничтожить всех до единого человека”. Чуть позже поехал и сам, чтобы убедиться как выполнен приказ.
Русские пленники и невольники в Крыму

«Простые невольники несли всякую хозяйственную службу, рыли колодцы, добывали соль, собирали в степи навоз; невольницы /.../ пряли шерсть и лён, пасли дворовую птицу, ухаживали за детьми и т.п.

Некоторые, вероятно, более знатные по происхождению пленники, оставаясь в Крыму продолжительное время, получали, кажется, земельные наделы»; с доходов от земли при этом десятую часть они должны были отдать хану.

По обычаю, «рабов, приобретённых войною или куплей, татары не держат в рабстве дольше семи лет» (а принявших ислам освобождали сразу, хотя особо-то не агитировали, по понятным экономическим резонам, и предоставляли пленникам-христианам свободу вероисповедания).

Если вдуматься, нет ничего странного, что каждый второй примерно по освобождении предпочитал остаться в Крыму при нажитом имуществе, чем возвращаться нищим на родину.

Он отпустил желающих обратно в Крым, но велел запорожцам «догнать их и перебить всех до последнего... Затем лично убедясь в исполнении приказа, Серко промолвил над их трупами следующие слова: "простите нас, братья, да лучше спите здесь до страшного суда Господня, чем было вам между бусурманами размножаться на наши головы христианские, молодецкие, да на свою вечную погибель, без крещения"».

М. Н. Бережков. Русские пленники и невольники в Крыму. Одесса, 1888, с. 17 и след.
http://costroma.k156.ru/polozov/polozov04_02.html

И. Е. Репин. Портрет генерала и государственного деятеля Михаила Ивановича Драгомирова

С точки зрения современного общества это событие можно назвать прямым геноцидом. Сирко же поступал вполне логично, понимая, что дети украинцев или русских, добровольно отказавшихся от православной веры, в скором времени могут пополнить ряды все тех же янычар. И тем не менее, как жутко звучит оглушительный казацкий смех из “письма к султану”, сразу после избиения трех тысяч безоружных людей, вчерашних соплеменников, земляков. Может поэтому и не могла так долго успокоиться мятущаяся сиркова душа.

Старый атаман умер в августе 1680 года на собственной пасеке в селе Грушевка. Его тело доставили на Запорожье и похоронили со всеми почестями, но не пришлось ему полежать в вечном упокое.

Голова атамана

Легенда продолжала сопутствовать Сирку и после его смерти, она еще более усилилась, поддержанная народными рассказами и суевериями. Согласно легендам гроб с телом Сирка пять лет хранился на Запорожье и его даже возили в военные походы, поскольку умершего считали “характерником”, то есть казацким колдуном, хранившим Сечь от военных неудач и после физической смерти. Затем тело все-таки предали земле, но перед этим отрубили правую руку, которая продолжала присутствовать в военных кампаниях, сохраняя “дух Сирка”.

После “измены” Мазепы, разъяренный Петр І, приказал стереть Сечь с лица земли, включая и казацкие могилы. Тоже самое произошло и при окончательной ликвидации Сечи по приказу Екатерины ІІ. В обоих случаях была осквернена и могила Сирка, но местные жители каждый раз сохраняли останки легендарного атамана и снова предавали их земле.

Советская власть взялась за дело более кардинально. В результате строительства Днепрогэс и создания Каховского водохранилища был уничтожен так называемый Великий Луг, огромные земельные массивы, сердце казацкого края покрыла вода. Могила Сирка оказалась прямо на крутом берегу рукотворного «моря» и в 1968 году, под предлогом сбережения «памятника старины», останки Ивана Сирка эксгумировали. Скелет, после долгой волокиты и отчаянного письма национально настроенной интеллигенции за подписью самого Олеся Гончара, перезахоронили у села Капуливка, а череп Сирка…доставили в Москву, в мастерскую известного академика Герасимова, занимавшегося реконструкцией портретов исторических личностей по их черепам и костным останкам. Академик сделал свое дело, а безголовые останки Сирко продолжали лежать на берегу речки Чертомлык, поскольку никто не думал возвращать череп украинского героя в предназначенное ему место.

Ничего не изменилось и в 1990 году, когда у села Капуливка с большим размахом прошли торжества, посвященные 500-летию основания Запорожского казачества. Сотни людей со всей Украины, среди которых присутствовал и автор этого материала, собрались у, по-прежнему оскверненной, могилы кошевого атамана. В некоторых выступлениях звучала проблема «головы Сирка», раздавались гневные слова, призывающие Москву вернуть на Украину останки народного героя. И вдруг рядом со мной раздался негромкий голос мужчины, обращенный даже не к выступавшим, а к тем, кто стоял рядом с ним. «Да здесь уже череп, я его сам видел на днях у одного чиновника в Днепропетровске!»

Увы, уже родные украинские чиновники по непонятным причинам не торопились с окончательным захоронением, может думали, что «дух Сирка», поможет им удержать за собой удобные чиновничьи кресла? Только в августе 2000 года, на рубеже тысячелетий, прах Сирка воссоединился с черепом. Специалисты из Днепропетровского университета провели уникальное подзахоронение, для чего им пришлось делать подкоп под холм, где установлен памятник герою и под которым покоились, забетонированные сверху, останки запорожского атамана. Далекие потомки запорожцев наконец-то свершили христианский поступок по отношению к ревнителю и защитнику православия – Ивану Сирку.

Андрей Марин (Корнев)

Иван Дмитриевич Сирко (около 1610 — ум. 1680) — кошевой атаман Запорожской Сечи. За период пребывания в должности атамана провел 54 больших и малых сражений, при этом ни разу не остался побежденным.


Рождение Сирко

Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (Харьковской области). По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов». Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными.

Великий характерник
Самым знаменитым и могущественным характерником был атаман Иван Сирко. «Кошевой Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном…» Запорожцы говорили, что равного Сирку в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом. Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу. Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней Сирко убил черта: тот только мелькнул ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля. Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная. Великий воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов. Он завещал казакам после его смерти отрезать его правую руку и ходить с ней в походы. Казаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед его руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Казаки верили: где рука — там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и ляхи. В одном предании Сирко даже назван Сирентием Праворучником. Руку кошевого захоронили только после разрушения Запорожской Сечи. А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».

Брак казака Сирко
Старые характерники предостерегали Серко от брака, но тот не послушал. Он встретил женщину, которая стала настоящей отрадой для кошевого атамана. Враги знали его, как оборотня, но жена и дети знали его, как любящего мужа и заботливого отца. Тело его было воином, а душа атамана - раздвоилась: в семье - один, а в бою - другой.

Спасение Москвы
Легенда о том, что рука Ивана Сирко помогла победить французов в Отечественной войне 1812 года. Когда русская армия стояла под Бородино, казак Михайло Нелипа рассказал фельдмаршалу Кутузову про победоносную правую руку атамана Сирко. Дело в том, что семья Нелипы из поколения в поколения присматривала за останками атамана. И, поразмыслив, Кутузов отправил казаков за рукой Сирко. Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать руку! Долго упрашивали его казаки и, наконец, все-таки уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии фельдмаршала Кутузова. Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и французы ушли из русской столицы. Судьба войны была решена. Так Иван Сирко помог русской армии победить французов.

Полковник Войска Запорожского
На службе у французского короля :
Утверждается, что в 1644 году Богдан Хмельницкий, как военный писарь Войска Запорожского, во время встречи в Варшаве с послом Франции графом де Брежи подписал договор о найме 2 500 казаков в войско французского короля. В октябре 1645 года казацкий отряд Балтийским морем прибыл во французский порт Кале. C 7 сентября 1646 года 2 000 казаков под командованием Хмельницкого, Солтенко и Серко, который командовал к этому времени полком, а также 3 000 польских пехотинцев, участвовали на стороне французов под общим командованием принца де Конде в осаде крепости Дюнкерк, находившейся в руках испанцев. 11 октября осажденная крепость сдалась. Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и украинского историка казачества Владимира Голобуцкого. Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовало 2400 польских наемников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро.

Участие в восстании Хмельницкого :
Принял участие в восстании Богдана Хмельницкого, также в походах против Турции и крымских татар. В 1654 году, будучи полковником, не захотел принять присягу русскому царю и удалился на Запорожье, но уже 1659 году он выступил сторонником царя, против польского короля. В 1658—1660 годах — винницкий полковник.
В 1659 году, по поручению гетмана Беспалого, совершил знаменитый рейд на ногайские улусы. Этот рейд заставил Крымского хана Мехмеда IV Гирея, позванного гетманом Выговским и разорявшего украинские и русские земли, уйти с Украины, обеспечив казакам возможность лишить власти мятежного гетмана. Послы гетмана Беспалого докладывали в Москве, что «…в Запорожье полковник Серко, собрался с Запорожаны, ходил воевать около Белаго города, и Ногайские улусы, которые кочевали близко Самаринки… и повоевав улусы, пошел было к Киеву на помочь к боярину и воеводам к Василию Борисовичу Шереметеву; и Выговский де, послыша то, послал было для перейму, чтоб Серка к Киеву не допустить, полковника своего Тимоша с войском…, а Серко того Тимоша со всем войском побил, и ушел Тимош к Выговскому только сам третей.»

Кошевой атаман Запорожской Сечи
С 1663 года в течение 12 лет избирался кошевым атаманом Запорожской Cечи. Одержал ряд побед над Крымским ханством, поляками и Петром Дорошенко при Перекопе, в Капустяной долине и близ Умани. Был одним из вдохновителей антипольского восстания на Правобережной Украине в 1664 году. Сохранилось письмо Серко к царю Алексею Михайловичу, написанное в мае 1664 года: «Исполняя с Войском Запорожским службу
вашему царскому пресветлому величеству, я, Иван Сирко, месяца января 8 числа, пошел на две реки, Буг и Днестр, где Божиею милостью и предстательством Пресвятой Богородицы и вашего великого государя счастьем, напав на турецкие селения выше Тягина города, побил много бусурман и великую добычу взял. Оборотясь же из-под турецкого города Тягина, пошел под черкасские города. Услыша же о моём, Ивана Сирка, приходе, горожане сами начали сечь и рубить жидов и поляков, а все полки и посполитые, претерпевшие столько бед, неволю и мучения, начали сдаваться. Чрез нас, Ивана Сирка, обращена вновь к вашему царскому величеству вся Малая Россия, города над Бугом и за Бугом, а именно: Брацлавский и Калницкий полки, Могилев, Рашков, Уманский повет, до самого Днепра и Днестра; безвинные люди обещались своими душами держаться под крепкою рукою вашего царского пресветлого величества до тех пор, пока души их будут в телах»
В 1660, 1664—1665, 1667—1668 годах — полковник Харьковского слободского казачьего полка. В 1667 году совершил поход на Кафу, взяв город и предав его вместе с окрестностями огню. Освободил около двух тысяч невольников и увел с собой татарский полон численностью около 1,5 тысяч человек. В 1668 перешел на сторону Петра Дорошенко, «воевал» украинские города, идя «против бояр и воевод», но в 1670 году порвал с ним. В 1672 году, желая стать гетманом, возглавил оппозицию казацкой старшины против кандидатуры в гетманы Ивана Самойловича, в связи с чем был отправлен в ссылку в Тобольск, но вскоре возвращен на Украину. В 70-х годах организовал ряд успешных походов в Крым.

Колебания Сирко между службой русскому и польскому государству:
Заслуживает внимание мнение Д. И. Яворницкого о колебаниях Серко между службой польскому королю или русскому царю: Переходы Серко от русского царя к польскому королю и обратно нельзя смотреть как на измену одному и верность другому: Серко и все запорожское козачество хотя и признавали над собой протекцию русского царя со времени Богдана Хмельницкого, но все еще, по старой традиции, считали себя людьми вольными и ни от кого не зависимыми, — людьми, которые считали за собой право решать вопросы о мире и розмире с соседними царствами и входить в сношения с близкими и дальними царями и властелинами.

Посмертные скитания
Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 году во время разорения Чертомлыцкой Сечи. Но местные жители уберегли ее, и семьи казаков присматривали за могилой атамана из поколения в поколение. В ноябре 1967 года, когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим череп атамана изъяли из могилы. Во второй раз Ивана Сирко хоронили торжественно, при большом стечении народа, предать его земле обезглавленным было невозможно. Выход нашли самый простой — в гроб положили другой череп, обнаруженный при раскопках того же кургана. А череп атамана для изготовления скульптурного портрета отправили в Москву, в знаменитую мастерскую антрополога М. Герасимова, с целью проведения антропологической реконструкции внешности Ивана Сирко. После этого череп Сирко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году, перед празднованием 500-летия украинского казачества. Но и на этом мытарства не закончились. После празднования юбилея череп Ивана Сирко попал в сейф начальника местного отдела культуры, где он пролежал еще семь лет, пока его не передали в Днепропетровский исторический музей. Летом 2000 года, после многочисленных обращений историков, было принято решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Сирко вместе с другими останками в кургане Баба-могила. И через 320 лет после смерти знаменитый атаман наконец-то обрел мир и покой.

Легенды
Рассказывали, что Сирко, с наступлением сумерек, превращался в волка и проникал во враждебный лагерь. Он узнавал, где что стоит, как располагаются защитники, и на утро возвращался к казакам, детально рисуя все, что видел. Казаки начинали наступление и всегда побеждали. Напуганные враги рассказывали, что Сирко в разгар боя мог взлетать в воздух и вызывать ненастье. В страхе, конечно же, глаза велики и каждый видел то, что хотел, но когда вражеские войска слышали, что на них идет кошевой Сирко, то знали - они обречены на поражение. Казаки были убеждены, пока с ними Сирко, то войско будет непобедимым. Именно поэтому на призывы атамана идти в бой они, обычно, отвечали: «Веди нас, мы с тобой до конца!» Сирко владел удивительной силой стратегического предвидения и в совершенстве владел искусством маневрирования в бою.
Казаки рассказывали, что как-то вечером, стоя на берегу Хортицы, Иван Сирко встретился с чертом. Тот соблазнял его славой, золотом и властью. Предлагал ему гетманскую булаву и пожизненный почет побратимов. На все эти искушения нечистого
Сирко только рассмеялся и выстрелил в черта из пистоля. С того времени казаки начали говорить: «Сирко сам черт не страшен!»
Враги решили забрать у атамана его душу - его семью. Сирко имел удивительный нрав. Рассказывали, что на поле боя он заживлял раны своих побратимов, однако свою душевную рану он заживить так и не смог. Невзирая на всю характерницкую и непобедимую силу, Иван Сирко так и не смог пережить смерть своей жены и двух сынов, которые погибли от рук врагов. Сирко был разбит, его село сожгли, семьи у него больше не было, кому в наследство передать свое знание и умение характерницкой силы. Так враги нашли способ, как отобрать у непобедимого воина его душу, а, заодно отобрав у него то, что делало его человеком. В страшном гневе Иван Сирко возвращается на Сечь. Зверь проснулся в атамане. Сирко приказал сзывать поход на турков. На своем пути Сирко не жалел никого. Он выходил на бой к врагам голыми руками, без оружия. Переводы рассказывают, что в бою перед Сирком враги умирали от страха. Сирко приказал пленных не брать, после себя атаман оставлял только пепелища. Но даже тот триумфально победный поход не принес Сирко душевного покоя. Дома его так никто и не ждал. Сирко был убит горем, он начал терять свою силу, душа его раздвоилась, жажда враждебной крови угомонилась и Сирко пожелал умереть. Он ожидал смерти как благословления, но смерть не приходила. Тогда Сирко смастерил себе гроб, сам лег в него и умер (1680).

Завещание атамана Сирка
На смертном ложе Сирко оставил завещание своим побратимам: «Кто семь лет подряд перед Пасхой будет носить на мою могилу землю - получит мою силу». Но, настоящее место захоронения атамана-характерника так и осталось неизвестным. Побратимы хорошо позаботились о том, чтобы тайна их кошевого осталась недоступной для врагов. Именно поэтому Серко несколько раз перезахоранивали, а место его захоронения знали лишь избранные. Казаки так верили в силу своего атамана, что свыше пяти лет гроб с телом Сирко хранился на Сечи. И даже возили ее с собой в военные походы.
Еще одно завещание оставил Сирко побратимам: «Как наступят плохие времена, откройте мой гроб, возьмите мою десницу и идите с ней в бой!». Казаки выполнили завещание кошевое. Они отрезали десницу Сирко и еще двадцать лет возили ее с собой в походы. Когда бой был особенно тяжелым, казаки выставляли десницу атамана на копье и кричали: «Бойтесь басурманы! С нами рука и душа атамана Сирко!» Казаки верили, что десница будет оберегать казаков и Сечь от врагов. Турки рассказывали, что по ночам перед тяжелым боем с казацким войском они видели серого волка, убить которого никто из них не осмеливался. Говорят именно так Сирко после смерти и помогал казакам в походах.


Атаман Иван Сирко


По данным Яворницкого, Иван Сирко осуществил 55 удачных походов


Иван Дмитриевич Серко. Этюд И. Репина к картине Запорожцы пишут письмо турецкому султану, (1889 год)


Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины


Казак характерник Иван Сирко


Памятник атаману Ивану Сирко


Иван Дмитриевич Сирко — кошевой атаман Запорожской Сечи


Иван Сирко


Могила атамана Ивана Сирко


Могила Ивана Серко близ села Капуловка

(1680 )

Ива́н Дми́триевич Серко́ или Сирко́ (укр. Іван Дмитрович Сірко ; род. около , Мурафа , Брацлавщина , Речь Посполитая - 1 августа, 1680, Грушевка (Капуловка) , Войско Запорожское) - кошевой атаман Запорожской Сечи . За период пребывания в должности атамана провёл 244 больших и малых сражения. Герой украинских изустных преданий и песен.

Киевского генерала-губернатора М. И. Драгомирова изобразил в виде атамана Серко И. Е. Репин на знаменитой картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Документальный фильм Сергея Андриенко АТАМАН Жизнь Ивана Дмитриевича Сирко

Субтитры

Происхождение

Иван Серко представлял собой примечательную личность среди всех низовых казаков за всё время исторического существования Запорожья. Традиционно считается, что он происходил родом из села Мурафа на Брацлавщине , Речь Посполитая . Согласно преданию, уже рождение Ивана было необычным - мальчик появился на свет с зубами, чем сильно напугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что сын «зубами будет грызть врагов». Однако это мало успокоило селян, считавших, что дитя с рождения отмечено дьяволом. К ребёнку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто фантастическими. Народная молва гласит, что у Ивана Серко и его жены Софьи было два сына - Пётр и Роман - и две дочери.

Черты характера. Отношение к религии

И друзья и враги одинаково отзывались о Серко, как о человеке замечательных военных дарований. Турки называли Серко Урус-шайтаном, то есть «русским чёртом», а турчанки-матери пугали своих детей его именем. Серко всегда стоял и ратовал за православную веру. Также о Серко известно, что атаман отличался великодушием и редким бескорыстием, никогда не преследовал слабого врага, а после войны никогда не брал себе военной добычи. Хотя известен случай, когда в 1675 году, возвращаясь из очередного крымского похода, он приказал перебить около трёх тысяч освобождённых невольников славянского происхождения, принявших в плену ислам и отказавшихся возвращаться в Гетманщину .

Серко представлял собой тип истинного запорожца. Он был отважен, страстен; по воспоминаниям польских послов «был непьющим, что для козака большая редкость». Представление о характере атамана Серко также даёт его известное высказывание: Нужда закон меняет .

Полковник Войска Запорожского

На службе французского короля

Утверждается, что в 1644 году Хмельницкий, Богдан Михайлович\Богдан Хмельницкий как военный писарь Войска Запорожского во время встречи в Варшаве с послом Франции графом де Брежи подписал договор о найме 2500 казаков в войско французского короля. В октябре 1645 года казацкий отряд Балтийским морем прибыл во французский порт Кале . C 7 сентября 1646 года 2000 казаков под командованием Хмельницкого, Золотаренко и Серко, который командовал к этому времени полком, а также 3000 польских пехотинцев участвовали на стороне французов под общим командованием принца де Конде в осаде крепости Дюнкерк (Siège de Dunkerque), находившейся в руках испанцев. 11 октября осаждённая крепость сдалась .

Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и советского историка казачества Владимира Голобуцкого . Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовали 2400 польских наёмников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро .

Участие в восстании Хмельницкого

В 1659 году совершил знаменитый рейд на ногайские улусы. Этот рейд заставил Крымского хана Мехмеда IV Гирея , позванного гетманом Выговским и разорявшего казацкие и русские земли, уйти с Гетманщины, обеспечив казакам возможность лишить власти гетмана, изменившего присяге царю Алексею Михайловичу. Послы гетмана Беспалого докладывали в Москве, что

«…в Запорожье полковник Серко, собрался с Запорожаны, ходил воевать около Белаго города, и Ногайские улусы, которые кочевали близко Самаринки… и повоевав улусы, пошел было к Киеву на помочь к боярину и воеводам к Василию Борисовичу Шереметеву ; и Выговский де, послыша то, послал было для перейму, чтоб Серка к Киеву не допустить, полковника своего Тимоша с войском…, а Серко того Тимоша со всем войском побил, и ушел Тимош к Выговскому только сам третей.»

Кошевой атаман Запорожской Сечи

С 1663 года 20 раз Серко избирался кошевым атаманом Запорожской (Чертомлыкской) Сечи (атаманы на Сечи выбирались один раз в год, иногда - и два раза). Одержал ряд блестящих побед над Крымским ханством, поляками и Петром Дорошенко в Капустяной долине и близ Умани . Совместно с царскими ратниками под предводительством Григория Косагова , донскими казаками и калмыками ходил к Перекопу , где громил значительно превосходящие силы крымских татар и турецких янычар, разрушив часть крепости и вынудив войска крымского хана оставить короля Яна II Казимира в его зимнем походе на Левобережную Гетманщину 1663-1664 годов.

В 1660, 1664-1665, 1667-1668 годах - полковник Харьковского слободского казачьего полка . В 1667 году совершил поход на Кафу , взяв город и предав его вместе с окрестностями огню. Освободил около двух тысяч невольников и увёл с собой татарский полон численностью около 1,5 тысяч человек.

Дата смерти кошевого атамана И. Д. Серко указана на надгробной стеле (04.05.1680 г.) по всей видимости ошибочно. После измены гетмана И.Мазепы и части низового казачества присяге данной Петру Первому и переход на сторону шведского короля Карла Двенадцатого в 1708 г. (в период Северной войны) по указу Петра Первого от 1709 г. Чертомлыкская сечь была разрушена. Экспедицией руководил полковник Яковлев. Частично разрушено было и кладбище. Видимо в тот же период и был утерян надгробный камень с могилы кошевого атамана. В более позднее время по всей вероятности и была изготовлена новая стела. Дата смерти И. Д. Серко (01.08.1680 г.) зафиксирована в документах составленных полковым писарем Быховцом. Могила находилась за околицей села Капуловка (на топографических картах 1919 г. село именуется: Копыловка) в огороде крестьянина Н. А. Мазая (устье реки Чертомлык) по крайней мере до 1894 г. Могила представляла собой небольшой холм, обсаженный шелковицами и тополями. На могиле была установлена стела, которая и по настоящее время стоит у подножия Баба-Могилы - места последнего упокоения Великого Атамана. Эти факты установлены Д. И. Яворницким и изложены в исторической повести «Иван Дмитриевич Серко».

После этого череп Серко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году , перед празднованием 500-летия украинского казачества, при содействии украинского антрополога С. П. Сегеды . Однако после празднования юбилея череп Ивана Серко попал в сейф начальника местного отдела культуры, где он пролежал ещё семь лет, пока его не передали в Днепропетровский исторический музей. Летом 2000 года , после многочисленных обращений историков, было принято решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Серко вместе с другими останками в кургане Баба-могила, находящемся в Никопольском районе близ поселка Капуловка.

Т урки называли их тенями. От одного только упоминания о них кровь в жилах врагов закипала, а сердцебиение замедлялось. Страх перед ними был настолько большим, что вражеские войска убивали друг друга, в панике, спасая свои жизни. Враги верили, что эти воины бессмертны, что они одновременно везде и негде, что их невозможно ни ранить, ни увидеть, поскольку они наделены удивительной сверхприродной силой и появлялись перед противником в виде теней. Или же могли превращаться волков. Кто же они в действительности эти непобедимые воины, которые выходили на бой с тысячным войском с голыми руками и побеждали, не получив и царапины? Кто такие характерники и откуда они получили дар неуязвимости?

Б ыл 1605 год, когда родился этот ребенок, повитуха ойкнула от страха, а мать – лишилась чувств, ведь ребенок родился с зубами. На столе лежал мальчик, который не издавал ни звука. По селу поползли слухи, что ребенок - чертов сын. Тогда крестьяне и не догадывались, что из этого младенца впоследствии вырастет казак-характерник, который будет защищать родную землю и выиграет сотни битв и ни одной не проиграет! Но люди верили, что ребенок, родившийся с зубами, станет убийцей. Поэтому, чтобы угомонить напуганную толпу, отец мальчика вынес его на вече и заверил: «Этими зубами мой сын Иван будет грызть врагов!».

Н икто в селе не хотел, чтобы дети играли с Иваном, поэтому мальчик рос в одиночестве. Крестьяне замечали за ним удивительные способности, он мог передвигать предметы одним только взглядом и читать чужие мысли. Люди называли его колдуном, сам же Иван был хилым и болезненным и хотел, чтобы к нему относились, как к обычному ребенку.

Э то случилось ночью на Ивана Купала. Иван захотел пойти в лес. Позже он будет рассказывать своим сыновьям, что и сам не знал, чего его туда потянуло, словно какая-то неизвестная сила позвала. Он брел темным лесом в густом тумане. Иван почувствовал себя добычей, а когда оглянулся, то увидел большую волчицу, которая набросилась на него. Барахтаясь в болоте, он пытался спастись, чувствуя нестерпимую боль от укусов зверя и истекая кровью. Вдруг в голове промелькнула ясная мысль: я не погибну. Собравшись, он уцепился волчице в горло. Не контролируя себя, Иван сдавил горло зверя. Иван осознал, что приобрел удивительную силу. К тому же он перестал чувствовать боль. Вдруг услышал жалобное скуление. Это был маленький волчонок, Иван забрал его себе. Три дня не было Ивана, а когда он вернулся, то крестьяне увидели, что в руках у двенадцатилетнего мальчишки был волчонок. Люди не хотели жить рядом с волком, но Иван поклялся, что не бросит зверя. Волк стал его самым верным другом. Люди рассказывали, что видели, как парень разговаривает с волком, а тот - отвечает ему. Односельчане стали думать, что парнишка научился языку зверя. Тогда же Иван взял себе второе имя – Сирко. Так появился непобедимый воин, силу которого никто не мог разгадать, а враги молились за его смерть и пугали им своих детей, этот воин – атаман Запорожской Сечи Иван Сирко.

П равда, чтобы стать атаманом Ивану Сирко пришлось пройти непростой путь испытания. А произошло следующее. Как-то по селу проходили запорожцы. Парень слышал об их удивительной силе и знал, что только на Сечи сможет себя найти. Но казаки отказались брать его с собой, поскольку тот, мол, был слишком мал для военного дела. Покидая село, они, шутя, сказали Сирко: «Если сможешь пройти все тринадцать порогов и добраться до Хортицы целым, то примем тебя».

К огда казаки вернулись на Хортицу, то увидели, что на берегу у костра сидит тот же парнишка, а рядом с ним лежит волк. Казаки поняли, что парню судилось большое будущее. Они привели его к потомкам волхвов – запорожским казакам-характерникам, которые тайное свое знание черпали из древнейшей веры. Из сотни вновь прибывших на Сечь только один мог стать характерником. Именно тем одним из сотни и оказался Сирко.

П ервым характерником считают великого князя Киевского – Святослава. Когда он возвращался домой по Днепру, неподалеку от острова Хортица печенежский князь напал на него, желая отобрать два меча судьбы бога Перуна. По преданию, правитель того народа, который положит на жертвенник бога Перуна эти два меча, стал бы непобедимым правителем Причерноморья, но сделать это можно только раз в шестьсот лет. Святослава убили, но князь успел выбросить один из мечей в Днепр. Так меч Святослава был потерян. По преданию, один из казаков нашел его на дне Днепра и передал особенному юноше, который владел языком зверей и умел превращаться в волка, – это был Иван Сирко.

П осле того началась изнурительная учеба. Парень упрямо тренировался, чтобы никто больше не смог его обидеть. Первое испытание для будущего характерника стало самым опасным. Парню завязали глаза и руки и приказали бежать. Он покорился приказу и изо всех сил помчался вслепую. А когда почувствовал, что падает в бездну, то понял, как можно останавливать время. Казаки застелили землю сеном, поэтому парень не разбился, но научился – отделять душу от тела. Это умение он потом будет использовать в бою, насылая на вражеские войска мор, когда те в страхе будут уничтожать друг друга.

В торым его заданием было научиться защищаться, когда ты истощен, голоден, без всякого оружия – только голыми руками. Этого юношу привязали к дереву посреди леса. Несколько дней подряд его не кормили и не давали ему воду. Единственное что позволяли – обливать его прохладной водой, спасая от знойного солнца. Иван угасал. Это была непосильная мука, стоять несколько дней одному посреди леса, не понимая ночь на дворе или день. Через несколько дней парню развязали руки. Обессиленный он упал, а когда снял с глаз повязку, то понял, что его атакуют. В это мгновение он почувствовал, как в нем просыпается зверь, раздраженный усталостью и жаждой, разбросал нападающих. За несколько секунд пятеро воинов лежали неподвижно у ног Ивана. Так он понял, что может пробуждать в себе зверя по своему желанию.

П оследнее испытание было самым жестоким. Его отправили в пески Херсонщины, чтобы найти секрет бессмертия. Километры сплошного песка и никакого шанса на жизнь. Сирко должен был сам найти в тех песках секрет характерников, он должен был сам узнать тайну знания волхвов, пробыв там три месяца без воды и еды. От голода, усталости и упадка сил, у Сирко начались галлюцинации и бред. Он увидел красивую девушку, которая манила его к себе, когда же Сирко очнулся, то почувствовал, что в его руке что-то есть, это были зернышки какого-то растения. Сирко съел их и почувствовал, как к нему возвращаются силы. Это растение - это «любка двулистная». Фитотерапевты заверяют, что она действительно обладает удивительной способностью восстанавливать силы. Одно зернышко способно восстановить водный баланс человека и утолить голод, два зернышка, - способны утолить голод коня. Позже казаки будут носить это растение, как амулет на шее. Враги будут удивляться тому, что казачьи отряды не берут в поход запасы воды и еды и легко маневрируют, не обремененные лишним провиантом. Даже под действием страшных пыток казаки не рассказывали секрет этого растения, зернышки которого всегда были при них.

С ирко возвратился из пустыни победителем. В этот момент он осознал, что обладает бессмертием и способен управлять временем, но судьба подарила ему еще одно испытание – любовь, которая для него стала фатальной.

С тарые характерники предостерегали Серко от брака, но тот не послушал. Он встретил женщину, которая стала настоящей отрадой для кошевого атамана. Враги знали его, как оборотня, но жена и дети знали его, как любящего мужа и заботливого отца. Тело его было воином, а душа атамана – раздвоилась: в семье – один, а в бою – другой.


Р ассказывали, что Сирко, с наступлением сумерек, превращался в волка и проникал во враждебный лагерь. Он узнавал, где что стоит, как располагаются защитники, и на утро возвращался к казакам, детально рисуя все, что видел. Казаки начинали наступление и всегда побеждали. Напуганные враги рассказывали, что Сирко в разгар боя мог взлетать в воздух и вызывать ненастье. В страхе, конечно же, глаза велики и каждый видел то, что хотел, но когда вражеские войска слышали, что на них идет кошевой Сирко, то знали – они обречены на поражение. Казаки были убеждены, пока с ними Сирко, то войско будет непобедимым. Именно поэтому на призывы атамана идти в бой они, обычно, отвечали: «Веди нас, мы с тобой до конца!» Сирко владел удивительной силой стратегического предвидения и в совершенстве владел искусством маневрирования в бою.

К азаки рассказывали, что как-то вечером, стоя на берегу Хортицы, Иван Сирко встретился с чертом. Тот соблазнял его славой, золотом и властью. Предлагал ему гетманскую булаву и пожизненный почет побратимов. На все эти искушения нечистого Сирко только рассмеялся и выстрелил в черта из пистоля. С того времени казаки начали говорить: «Сирко сам черт не страшен!»

В раги решили забрать у атамана его душу – его семью. Сирко имел удивительный нрав. Рассказывали, что на поле боя он заживлял раны своих побратимов, однако свою душевную рану он заживить так и не смог. Невзирая на всю характерницкую и непобедимую силу, Иван Сирко так и не смог пережить смерть своей жены и двух сынов, которые погибли от рук врагов. Сирко был разбит, его село сожгли, семьи у него больше не было, кому в наследство передать свое знание и умение характерницкой силы. Так враги нашли способ, как отобрать у непобедимого воина его душу, а, заодно отобрав у него то, что делало его человеком.

В страшном гневе Иван Сирко возвращается на Сечь. Зверь проснулся в атамане. Сирко приказал сзывать поход на турков. На своем пути Сирко не жалел никого. Он выходил на бой к врагам голыми руками, без оружия. Переводы рассказывают, что в бою перед Сирком враги умирали от страха. Сирко приказал пленных не брать, после себя атаман оставлял только пепелища. Но даже тот триумфально победный поход не принес Сирко душевного покоя. Дома его так никто и не ждал.

С ирко был убит горем, он начал терять свою силу, душа его раздвоилась, жажда враждебной крови угомонилась и Сирко пожелал умереть. Он ожидал смерти как благословления, но смерть не приходила. Тогда Сирко смастерил себе гроб, сам лег в него и умер (1680).

Н а смертном ложе Сирко оставил завещание своим побратимам: «Кто семь лет подряд перед Пасхой будет носить на мою могилу землю – получит мою силу». Но, настоящее место захоронения атамана-характерника так и осталось неизвестным. Побратимы хорошо позаботились о том, чтобы тайна их кошевого осталась недоступной для врагов. Именно поэтому Серко несколько раз перезахоранивали, а место его захоронения знали лишь избранные. Казаки так верили в силу своего атамана, что свыше пяти лет гроб с телом Сирко хранился на Сечи. И даже возили ее с собой в военные походы, а враги, заслышав то, что с казаками тело и дух кошевого, сдавались без боя, или же убегали.

Е ще одно завещание оставил Сирко побратимам: «Как наступят плохие времена, откройте мой гроб, возьмите мою десницу и идите с ней в бой!» . Казаки выполнили завещание кошевое. Они отрезали десницу Сирко и еще двадцать лет возили ее с собой в походы. Когда бой был особенно тяжелым, казаки выставляли десницу атамана на копье и кричали: «Бойтесь басурманы! С нами рука и душа атамана Сирко!» Казаки верили, что десница будет оберегать казаков и Сечь от врагов. Так, даже после смерти, кошевой атаман Сечи Запорожской Иван Сирко наводил ужас на врагов. Турки рассказывали, что по ночам перед тяжелым боем с казацким войском они видели серого волка, убить которого никто из них не осмеливался. Говорят именно так Сирко после смерти и помогал казакам в походах.

В последний раз же десницу Сирко использовали в войне 1812 года, когда войска Наполеона взяли Москву. Тогда десницу Сирко трижды проносили вокруг оккупированного города, и это заставило французов отступить. Куда делось секретное оружие – неизвестно, ведь его последующая судьба окутана тайной. Однако казаки хорошо заботились о покое своего атамана, поэтому место захоронения отказывались открыть. Когда историки приехали на могилу Сирко, чтобы взять череп атамана, чтобы реконструировать его внешний вид, то оказалось: в гробу лежит не Иван Сирко.

Ч то из этого всего, правда, а что выдумка? Это, наверное, вопрос не к историкам, а к психологам. В действительности в приложение к удивительному стратегическому умению, постановки боя, казаки владели еще и способностью психологически запугивать соперников. Своими ритуалами, умениям выживать в самых сложных условиях, появляться неоткуда и так же внезапно исчезать, они вводили своих врагов в состояние глубокого психологического шока, после которого начиналась паника, враг убивал сам себя, казакам же только и оставалось ждать.

Характерник – воин, обладающий удивительным нравом, особенным характером, стойким и несокрушимым духом. Он не просто имел стойкую волю, но и был бесстрашным, а поэтому в глазах врага – бессмертным. Характерники – особенная каста воинов, которые несокрушимым духом и верой творили великие и славные подвиги, защищая родную землю от врагов.

Подготовил Александр Панов

Facebook

Twitter

"Берега" нашей истории "подмывает" беспамятство

Езды от Днепропетровска до старинного казацкого села Капуловка (через районный центр Никополь) – часа четыре. Вернее сказать, Капуловки-2, которую перенесли на нынешнее место – чтобы повыше было. Сама же Капуловка-1 (в прежнем его расположении) с 1958 года покоится на дне Каховского водохранилища – как и остатки Чертомлыцкой сечи (1652-1709), возле которой это сельцо в свое время и выросло…


Каждый год "море" (как все на Днепропетровщине называют водохранилище) "съедает" по 5-10 метров берега. Берега, бесценного не только своим плодороднейшим черноземом, но и тем, что земля эта – просто Клондайк для археологии! В ней сокрыто великое множество уникальных исторических реликвий - не только времен запорожского казачества, а еще тех лет, когда в здешних степях обитали трипольцы, скифы, сарматы.

Однако так же, как на историю нашу наступают мутные волны водохранилища, так же неумолимо "съедают" ее современное нашенское невежество и беспамятство. Мыслимое ли дело, что еще и в XXI веке информация, например, о последней битве (как всегда, победной) легендарного атамана Ивана Сирко до сих пор хранится не в книгах-учебниках да не на жестких дисках академических компьютеров, а в… голове современных Гомеров!

Пращур служил оруженосцем у самого Сирко!

Нашим корреспондентам посчастливилось встретиться с таким человеком. Украинского Гомера зовут Владимир Иванович Соломаха, живет он в Капуловке.

Вместо рабочего стола у Владимира Соломахи - "рабочая" кровать, вся обложенная книгами по истории и краеведению. Покидает он ее редко: вот уже семь лет из-за проблем с позвоночником не может ходить. Но ради нашего интервью, сцепив зубы, потомок запорожских рыцарей все-таки встал.

Далекий пращур Владимира Ивановича – Михайло Соломаха – в начале 70-х годов XVII века служил джурой* у самого Сирко! На Сечи юного Михайла называли Нелипой. Вернее, Неклипой: парень был настолько бесстрашным и хладнокровным, что мог спокойно, не моргая, смотреть, как перед его лицом хлопали в ладоши, размахивали саблей и т. п. Но позже, когда джура уже сам стал казаком и вносил в сечевой реестр имя (свое и сына), писарь пропустил букву "к". И чтобы не переделывать заново весь громаднейший список, писарчук упросил Михайла оставить себе и отпрыску фамилию Нелипа…

С тех пор в семье Соломах из поколения в поколение, из уст в уста передаются сказания о непобедимом кошевом атамане Иване Сирко. Последний из рода, кто помнит эти устные предания, – Владимир Иванович. Однако историки записывать его уникальные воспоминания не спешат.

Зато нам потомок казака-оруженосца рассказывал о последнем сражении атамана Сирко – 56-м – в мельчайших подробностях. Эту последнюю свою победу Иван Дмитриевич спланировал и одержал в конце июля 1680 года (по старому стилю).

Как татары надумали обойтись без турок и что из этого вышло

В 1679 году турецкий султан во второй раз пошел на приступ Чигирина, - говорит Владимир Соломаха. - И в этот раз он взял город, разгромив российско-украинские войска. Дальше турки чуть было не захватили и Киев, но его спасло то, что в тылу у неприятеля оставался Сирко. Запорожцы перехватывали провиант, фураж, оружие и боеприпасы, громили небольшие отряды пополнения, которые шли из Турции к основным силам осман под Чигирином.

Турки после взятия Чигирина неожиданно пошли войной на Австрию, повернув на Вену. И в это самое время перекопский мурза Ширин-бей узнал, что в Сечи заболел и отошел от дел непобедимый "урус шайтан" Сирко. Надумал татарин утереть нос султану – собственноручно уничтожить ненавистную им Сечь. Ведь за 4 года до этого, аккурат на Рождество, турки с татарами уже приходили к Сечи – чтобы неожиданно ее разгромить. Об этом, слава Богу, в истории есть немало упоминаний: полегло тогда 15 тысяч янычар да 20 тысяч татарской конницы (правда, тот же академик Яворницкий вслед за летописцем Самуилом Величко писал, что басурманов казаки обнаружили случайно – но это неправда!). Так что злиться на сечевиков неприятелю было отчего…

На этот раз Ширин-бей присоединил к своей орде ногайцев и часть белгородской орды, и пошел по Украине. Татарские войска переправились в низовьях Днепра на правый берег, и захватили на Подолье и Волыни (где не успели похозяйничать турки) огромный ясырь - 30 тысяч человек. Охраняло его 25 тысяч орды. И по пути домой, в Крым, хан решил "заглянуть" и на Сечь.

Ивану Сирко помог его ученик Семен Палий

В Сечи в это время оставалось всего тысяча казаков. Остальные ушли с наказным кошевым атаманом Стягайлом под Киев рыть оборонные рвы.
Узнав о приближении татар, к больному Сирко прискакала делегация казаков: "А он бы ничего не захотел съесть?! Может, ерша ему?!" - глаза Ивана Дмитриевича загорелись решимостью.

Приехал Сирко в Сечь. "А ну, быстро посылайте верховых по ближайшим зимовникам!" - скомандовал он. За счет тамошних рыбаков, охотников и пастухов его армия выросла до 2,5 тысяч человек.

Вслед за этим Сирко послал две сотни левым берегом до места, где татары переправились (примерно, возле нынешней Каховки). Они сожгли лодки, но охрану убивать не стали - разогнали ее, да так, что татары сумели сбежать на правый берег. Беглецы потом рассказали мурзе, что запорожцы разгромили переправу, и Ширин-бей вынужден был повернуть свое войско и невольников на единственный свободный брод Ляпотиха. Однако там, на берегах Конки, их уже поджидала засада.

Кстати, вместе с Сирко остался на Сечи и его верный товарищ, а некогда - ученик, Семен Палий, - продолжает Владимир Иванович. - Его куреню, в котором было около 500 казаков, Сирко и поставил основную задачу - нанести главный удар по татарскому лагерю.

Также запорожцы по приказу Сирко снарядили 10 чаек, посадив на них около двухсот гребцов и стрелков.

Для самого же атамана неподалеку от места предполагаемого сражения соорудили меж трех осокорей помост. И даже нашли для Ивана Дмитриевича среди трофеев подзорную трубу, в которую он и осматривал поле будущего боя. Там, где Конка впадала в Днепр, была большая песчаная коса, за которой начинались сухие таврийские степи. Ширин-бей приказал варить здесь сытный обед, хорошо накормить невольников, запастись водой. И подождать несколько дней, покуда он с 10-тысячным отрядом сделает налет на Сечь…

Казаки палили по татарам даже из… ракет!

Татары переправились легко и быстро. Боевой отряд Ширин-бея (до 15 тысяч воинов), быстро обшарил ближайшие заросли - никаких следов запорожцев. Голодные степняки принялись разводить костры. А невольников послали с охраной в плавни и лески возле Конки собирать хворост.

И тут сработала хитрость Сирко. На Запорожье ведь были люди разных национальностей, даже турки и татары. Вот их-то и переодел Сирко в татарские одежды, да послал туда же в плавни - перемешаться с настоящими татарами. По дороге назад в лагерь эти казаки-разведчики незаметно раздавали пленным ножи, сказав: "Ждите сигнал - залп по лагерю и по скотине". А татары как раз напоили угнанных животных (коней, овец) и неподалеку от лагеря…

И как только прогремел первый залп запорожцев, невольники-мужчины, освободившись от пут, схватили брошенное татарами оружие (татары как раз пообедали и пошли насиловать украинок). Внутри лагеря завязалась сеча…

Сразу же после первого залпа с запада по татарам ударили сотни Палия, а с юга - еще один отряд казаков! В это же время по реке к лагерю приблизились чайки. Татары бросились по мелководью навстречу этой небольшой эскадре.

И тут Сирко дал команду тем, что на чайках, - прыгать в воду и делать вид, что казаки собираются сойтись с татарами врукопашную. Но как только татары кинулись навстречу, с чаек пришла команда: "Ныряйте!"

Казаки-"десантники" нырнули, а в это время с судов прогремел пушечный залп. Картечь скосила сотни татар! Нырнули и во второй раз казаки - еще один залп, еще сотни убитых врагов. А потом прозвучала команда "десанту" возвращаться на чайки. Вернувшиеся из воды тоже приложились к своим мушкетам…

Кстати, по словам Владимира Соломахи, в том бою стреляли казаки не только из пушек, но и… ракетами! Однако это "белое пятно" истории запорожского казачества наш собеседник обещал раскрыть при следующей беседе:

Это отдельная тема – поговорим о ней в другой раз.

Сирко ушел в могилу непобежденным

Татары не могли быстро выбраться из воды: в спину им вели огонь с чаек, а на берегу уже поджидали казаки Палия, выскочившие из засады. Шла жестокая рубка и в самом лагере.

У казаков такой способ ведения боя назывался "розгордіяш", - говорит Владимир Иванович. - Это когда запорожцы группируются небольшими отрядами (по 6-8 человек) и, прикрывая друг друга со спины, врываются в середину вражеских порядков. И тогда победить их было практически невозможно.

Затем пришел приказ от Сирко: в лагере остаться только отряду Палия, остальным же окружить место боя и не выпустить живым ни одного татарина. У тех оставался один путь к отступлению - через Днепр на правый берег. Но там их поджидала еще одна засада. До заката солнца сражение уже завершилось…

При свете факелов казаки и освобожденные невольники переправляли на правый берег погибших товарищей – чтобы там их похоронить.

А на второй день после этой победы умер и Иван Дмитриевич, - завершил свой рассказ капуловский Гомер.

Почему не спешат записать семейные предания Соломах?

…Кстати, то, что в Капуловке теперь ежегодно проводят пышные поминки Ивана Сирко именно первого августа, - это ошибка. Действительно, у того же Дмитрия Яворницкого в "Истории запорожских казаков" дата смерти славного кошевого атамана - 1 августа, но по старому стилю! По новому же стилю, нынешнему летоисчислению, это будет 14 августа. Но никто из историков так до сих пор и не подсказал местным жителям, что логичнее было бы проводить какие-то мероприятия, посвященные памяти Ивана Дмитриевича, именно в середине месяца.

Да и вообще - разве только в этом можно упрекнуть наших историков? Обиднее то, что не спешат эти специалисты наперегонки к Владимиру Соломахе! Ведь уникальный же человек – живой носитель ценной информации. Человеческий век недолог – почему же никто не идет к нему, не записывает каждое слово?! Сейчас ведь это уже – легче простого, с диктофонами-то!

В конце XIX – начале ХХ века Дмитрий Яворницкий, Яков Новицкий и другие историки и этнографы вдоль и поперек исходили Екатеринославщину, записывая каждое слово казачьих потомков. И теперь эти воспоминания регулярно появляются, как фрагменты, в различных научных и популярных публикациях о казацкой старине, об истории края. Так почему же нельзя ввести в научный обиход и те семейные предания, которые хранит в своей голове Владимир Соломаха?

* Джура - молодой оруженосец, ученик у старого, опытного воина-сечевика.

В ТЕМУ

Потомки казаков – звезды экрана

У Ивана Сирко было двое сыновей и две дочери. Парни погибли в боях, а о судьбе девушек историкам ничего не известно. Зато сегодня всем хорошо знакома потомок родного брата Ивана Дмитриевича - известная украинская артистка Мария Капнист. Она снималась в фильмах "Бронзовая птица", "Дикая охота короля Стаха", "Олеся", "Руслан и Людмила". Она, потомственная графиня, родилась в 1915 году. В 1990-м, на празднование 500-летия казачества, приезжала на могилу своего славного предка.


Двое суток артистка жила у местного краеведа Леонида Бурды, с которым и проговорила о своем славном пращуре ночи напролет.

Люди в селе тогда еще дивились и указывали пальцем на бюст Сирко возле местной школы: "А ведь похожа!"

Кстати, нынешний бюст на могиле атамана, сделанный по эскизам профессора Герасимова, в Капуловке недолюбливают. Говорят, уж слишком он тут "миролюбивый". Потомкам же запорожцев больше по душе решительный взгляд Сирко со старого бюста ("срисованного" скульптором с репинских "Запорожцев"), который теперь стоит возле капуловской школы.

Спрашивали мы и у известного ныне телеведущего и кавээнщика Максима Нелипы: не из тех ли самых он Нелип, о которых написано выше?

Да, в нашей семье существует легенда, что род наш берет начало еще с запорожских казаков. Правда, с того ли самого, что был джурой у Сирко, в ней не упоминается... Но, знаете, вы меня заинтересовали: завтра же спрошу у своего папы, что еще он об этом помнит. Может, и правда? - загорелся Максим.


КСТАТИ

Бесценные реликвии запорожских казаков оказалась в России

Вывезенные из Кубани в 1918 году реликвии Запорожской Сечи, в 1949-м были выставлены в Войсковом музее кубанского казачества аж в Америке, в городке Ховелл (штат Нью-Джерси). Среди самых ценных экспонатов – пергаментная грамота Екатерины II, которая дарила Черноморскому казачьему войску земли Кубани, войсковая печать, 35 знамен Войска Запорожского низового (каждое ценою от 50 тысяч долларов!) и т. п. А также 14 атаманских и гетманских булав.

Сделаем небольшое отступление: самой главной казацкой булавы, легендарной, которая имеет для украинцев по сути мистическое значение, так называемой булавы Ивана Сирко, которая была символом верховной власти у украинских казаков, которую держали в руках также и Богдан Хмельницкий, и другие славные мужи, среди них, к счастью, не было.

Премьер-министр уничтоженной большевиками Кубанской народной республики и последний атаман Кубанского казачества Василий Иванис, который и организовал вывоз запорожских сокровищ за рубеж, прожил в США до 1974 года. Перед смертью он написал завещание, согласно которому булава Сирко и его личный архив передавались в Коллегию святого Андрея в Виннипеге (Канада). Но не навечно: в случае если Кубань когда-либо войдет в состав Украины, Иванис просил передать ценности в Краснодар. Если же Украина станет независимой без Кубани – казачьи реликвии должны быть переправлены в Днепропетровский исторический музей имени Яворницкого. Увы, хоть Украина уже 19 лет – независимое государство, булава Сирко до сих пор остается в Канаде…

Что же касается сокровищ музея в Ховелле, атаман Американского казачества Сергей Цапенко со своими товарищами собирался разделить те раритеты по-честному: отдать Украине все, что связано с Запорожской Сечью, а России – все, что связано с Кубанью. Но и этого сделано не было.

Как утверждает редактор журнала "Музеи Украины" Виктор Тригуб, в борьбу за ВСЕ эти бесценные экспонаты включились российские спецслужбы. В Украине тоже озаботились этой проблемой на самом высоком уровне: для поиска и возвращения государству исторических реликвий в СБУ был создан даже специальный отдел. Также в той воистину детективной истории, кульминация которой пришлась на декабрь 2006 года, были задействованы и другие спецслужбы – контрразведка ФБР, ЦРУ, даже какие-то спецы из ООН!

Увы, победу одержали россияне. По словам Виктора Тригуба, они попросту выкрали реликвии из музея и тайно вывезли их из Америки в РФ. Так что теперь запорожские реликвии находятся в Оружейной палате. Интересная деталь: вопреки первоначальным обещаниям из Москвы, в Краснодар ее так и не привезли…

Кстати, говорят, не в последнюю очередь за казацкими булавами все гоняются из-за того, что на них есть значки-шифры – где искать спрятанные "на черный день" нашими гетманами да атаманами сокровища…

НАША СПРАВКА

Иван Дмитриевич СИРКО родился, как утверждает большинство исследователей, примерно в 1610 году в селе Мерефа на Слобожанщине (нынешняя Харьковская область). Его отец был казаком по фамилии Половец. О первых 35-40 годах жизни Ивана данных практически нет, есть лишь многочисленные легенды. Будто бы в 12 лет мальчишка в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) пропал из дому. Появился в родном селе лишь через три дня - вместе с волчонком, мать которого он задушил голыми руками. С тех пор и называл себя Сирком - другом волков. Это же прозвище оставили за ним и на Сечи, куда он попал приблизительно в 13-14 лет.

Первое из достоверных свидетельств о его деятельности датировано 1634 годом: это сообщение об участии запорожцев во главе с полковником Сирко в Тридцатилетней войне на стороне французов. Тогда 2,5 тысячи казаков за несколько дней овладели неприступной доселе испанской крепостью Дюнкерк.

Сирко был непобедимым полководцем: им выиграно 56 крупных битв и множество мелких стычек.

Сечевики избирали Ивана Сирко кошевым атаманом 12 раз (с 1659 по 1680 год, то есть до самой смерти).

Умер 1 августа 1680 года (по старому стилю) на хуторе Грушевка возле Чертомлыцкой (Старой) сечи.