Тайна сирот Дюплесси: новые факты о детском концлагере в Канаде. Сироты Дюплесси (впечатлительным не читать) Полин гилл дети дюплесси читать онлайн

Внимание! Слишком впечатлительным этот текст лучше не читать, он содержит ОЧЕНЬ шокирующую информацию.

(В статье использованы фрагменты публицистических материалов, подготовленных Евгением Лакинским.)

30-e - 50-е годы двадцатого столетия ознаменовались во всем мире образованием новых и укреплением уже существующих диктатур. Даже традиционно демократические страны допускали порой некоторый авторитаризм (вспомним генерала Де Голля). Ну а о Германии, СССР и Китае с их Гитлером, Сталиным, и Мао и вовсе вспоминать не хочется! Даже в довольно-таки либеральных Соединенных Штатах начало "холодной войны" ознаменовалось "охотой на ведьм".

Квебек не отставал от "мировой моды". Здесь тоже был свой вождь - Морис Лё Нобле Дюплесси (Maurice Le Noblet Duplessis). Он не был диктатором в европейском значении этого слова, и избран он был демократическим путем (в 1939 году его не переизбрали, а к власти пришла конкурирующая партия; но в 1944 году Дюплесси опять победил на выборах). Он не мог похвастаться всенародной любовью: экзальтированные толпы не скандировали его имя. Он не устраивал ни лагерей смерти, ни массовых расстрелов, ни расправ с стиле "культурной революции" Мао. И войн никому не объявлял. Но для тихой и традиционно демократичной Канады его правление ознаменовало наиболее тоталитарную эпоху в истории страны.

Дюплесси проводил политику так называемого традиционного национализма. От граждан требовались стопроцентное подчинение требованиям католической церкви, преданность традиционным ценностям, отказ от какой-либо борьбы за свои права.

Выражая интересы наиболее консервативной части общества, Дюплесси противился любым социальным и культурным реформам. Он пытался законсервировать веками существовавший порядок вещей: франкоканадцы должны были оставаться малограмотными, а значит, бедными, гордиться своей национальной принадлежностью и подвигами предков, быть добрыми католиками (при Дюплесси это означало безоговорочно выполнять любое повеление священника, каким бы оно ни было) и не любить "чужаков". Управлять провинцией по-прежнему должна была старая франкоканадская элита и высшее духовенство. Коммунистов Дюплесси преследовал активно и самозабвенно, что, впрочем, было тогда очень модно в Северной Америке.

За кулисами все было не так весело. Массовых расстрелов Дюплесси, конечно, не устраивал, но кое-какие "мероприятия" все же проводил. Если вам, дорогой читатель, доведется когда-либо держать в руках квебекскую анкету запроса на получение велфера, обратите внимание на пункт: "Являетесь ли Вы сиротой Дюплесси? ". Нет, не подозревайте "отца квебекского народа" в излишней многодетности. Здесь все "интереснее". Как известно, добрый католик может иметь детей только во браке. Если женщина рожает ребенка не будучи замужем - это грех. Во многих странах, где влияние католической церкви было наиболее значимо, незаконнорожденных детей изымали у матерей и насильственно помещали в монастырские приюты. Такая практика, в частности, сушествовала во Франции еще в сороковые годы прошлого столетия. Но Квебек пошел дальше... Детей изымали и из недостаточно обеспеченных семей, и у безработных родителей. В дальнейшем эти дети оказывались де-факто выбракованными из общества по целому ряду причин.

Во-первых, монастыри рассматривали сирот как бесплатную рабочую силу, и с раннего возраста принуждали детей к труду наравне со взрослыми в ущерб обучению. При этом побои были самым обычным делом, а дети были начисто лишены любых контактов с внешним миром. Во-вторых, дети юридически лишались права наследования после смерти биологических родителей. Результатом подобного «воспитания» становились абсолютно десоциализированные граждане, неспособные к самостоятельному существованию, и к тому же глубоко стигматизированные статусом «детей греха». Но и это еще было не все. Многим детям в какой-то момент попросту подменили документы, представив абсолютно здоровых малышей психически больными, и передали госпиталям для отработки программы психиатрических экспериментов. Точнее, не передали. Продали. Дело в том, что финансирование подобного рода медицинских программ в ту пору находилось на высоте, а приютам денег вечно не хватало. Вот и обменяли незаконнорожденных малышей на твердую валюту. А в некоторых случаях и вовсе поменяли статус заведения с монастырского приюта на психиатрическую клинику.

Именно эти дети и получили со временем общее имя сирот Дюплесси. По разным сведениям их количество варьировалось от 20 до 50 тысяч человек, рожденных между 1949 и 1959 годами и превращенных в буквальном смысле слова в лабораторных животных. К началу девяностых годов в живых из них оставалось не больше 3 тысяч человек. На детях испытывали различные сильнодействующие психотропные препараты, надолго фиксировали в смирительных рубашках, подвергали воздействию токов разной частоты, прикрепляя клеммы к соскам, в то время как ребенок был распят и зафиксирован на обитом металлическими листами столе. А еще многих из них лоботомировали. И огромное количество из них насиловали. И девочек, и мальчиков.
Мой добрый знакомый, выживший после всех этих пыток, рассказывал, как каждый вечер дети сжимались в своих кроватях, с ужасом прислушиваясь к шагам в коридоре и гадая, кого из них уведут на растление. Он сам во взрослом возрасте пережил 32 операции по восстановлению ректума, настолько у него все было разрушено с пяти до девяти лет...
Морис Дюплесси занимал пост премьер-министра Квебека вплоть до своей смерти в 1959 году. После его кончины статус детей был существенным образом пересмотрен, экспериментальные психиатрические программы прекращены. По свидетельству психологов, освидетельствовавших выживших детей, заметная часть из них отставала по развитию от сверстников, но это было в первую очерель следствием крайней педагогической запущенности и ранней депривации. Количество детей, погибщих в ходе экспериментов, точному подсчету не поддается. Сравнительно недавно в Монреале было обнаружено крупное захоронение детских останков, расположенное неподалеку от одного из подобных пыточных заведений.

Вся история получила огласку в 1989 году, когда журналистка «Радио-Канады» Жаннет Бертран пригласила нескольких выживших сирот принять участие в ее программе. С тех самых пор уцелевшие сироты, объединившись в комитет взаимопомощи, добиваются справедливости. Первое время провинциальное правительство Квебека отказывалось в принципе признавать сам факт существования подобных экспериментов. Однако со временем провинциальное и федеральное правительства принесли свои извинения сиротам и даже выплатили части из них материальную компенсацию, хотя обставили это таким количеством условий, что получить деньги смогли далеко не все. Со стороны Католической церкви извинений до сих пор так и не последовало.

Абсолютное большинство выживших сирот оказалось не приспособлено к нормальной жизни. Трудности с социализацией, девиантное поведение, склнность к суициду - вот далеко не полный список того, через что им пришлось пройти. Мой знакомец в свое время совершил пять попыток суицида, много лет проходил интенсивную психологическую реабилитацию. Сейчас, в свои почти шестьдесят лет, это самый добрый, любящий и заботливый человек, рядом с которым очень тепло и радостно находиться. И только одна тема заставляет его напрягаться и непроизвольно принимать позу защищающегося человека. Тема эта церковь. Сказать, что он не любит ее и ее служителей, это крайне смягчить формулировки. Для него это на всю жизнь личные враги.

(Чтобы не слишком пугать читателей, я опустила слишком шокирующие подробности из рассказов Анри. Но он мне рассказывал куда больше, чем то, что обычно попадает в публикации.)

Пишет ivakin_alexey в Элита и илоты
А хотите вам одну историю расскажу?
Наткнулся я на нее совершенно случайно.
Как вы думаете, в какой стране и в какое время возможно такое - организация католической церковью детских притонов, содержащихся за счет государства?
Вот представьте себе, государство принимает закон, по которому законнорожденными детьми признаются только те, кто рожден в венчанном браке. Что происходит с остальными? Незаконнорожденный по этому закону тот, кто родился в обычной семье, но родители не венчаны в католической церкви. Протестанты это, православные, атеисты - не важно.
Так вот, в законном порядке, ребенок изымается из семьи и отправляется в сиротский приют. Государство оплачивает организации, содержащей приюты, сумму, которая увеличивается вдвое, если ребенок признается душевнобольным. Коррупционная схема понятна, да? Сиротские приюты поголовно становятся приютами для душевнобольных. При этом, дети в этих приютах эксплуатируются во всех отношениях - трудовых, сексуальных, экспериментальных. До сих пор не ясно - сколько прошло через систему детских концлагерей. Называются числа от 20 до 50 тысяч детей.
Как вы думаете, где и когда это было?
Нет, это не нацистская Германия. И не Испания эпохи инквизиции. Это не Зимбабве и не Кампучия. Это даже не античность.
Это одна из самых мирных и благополучных стран мира.
Это Канада.
Время действия - 1944-1959 год.
Главный герой - Морис Ле Нобле Дюплесси.

В 1944 году, когда Дюплесси пришел к власти в Квебеке, он начал строить квази-государство под лозунгом: "Небеса - голубые, ад - красный!". Была запрещена компартия, ограничены права профсоюзов, закрыты левые СМИ. Зато много говорил о национальной гордости франкоканадцев и долге добрых католиков.
О преступлениях против гражданских свобод "национальным союзом" Дюплесси можно говорить еще много.
Самое главное и самое дикое - это "сироты Дюплесси".
Будете заполнять велфер в Квебеке - вам будет такой пункт "Являетесь ли вы сиротой Дюплесси?"

Сироты Дюплесси - это те самые дети, которых в 1945-1959 забрали из семей. Самым обычным образом - если ты не католик, если безработные родители или малообеспеченные, если женщина ребенка родила вне брака - младенца изымала полиция. Ну и в этот же списко - семьи профсоюзных активистов и коммунистов.
Правительство Канады выделяло сумму 1,25 доллара США в сутки на одного человека. Если ребенок признавался психически нездоровым 2,75 доллара на человека. Дюплесси даже не заморачивался проведением обследований. Одна бумага, пара подписей и легким движением руки сиротский приют превращался в психиатрическую лечебницу.
А психиатрия тех лет в США - это мрак и ужас. Вот очень мягкое описание того, что там было это Кен Кизи и его "Полет над гнездом кукушки". Я повторяю, очень мягкое. Вам там сколько раз показывали электрошок? Один?
А теперь представьте, что ребенку, например, с десяти до восемнадцати лет еженедельно это делают. Просто потому, что он родился не в той семье. Слишком бедной семье.
Испытания психотропных препаратов. На сиротах очень удобно экспериментировать. Никто жаловаться не будет.
А вот еще один - связывание на несколько суток в смирительной рубашке.
Самым активным - лоботомия.
Лоботомия в те времена делалась так - сначала обезболивание электрошоком. Затем ножом для колки льда (я не шучу!, это уже к концу пятидесятых специальные инструменты изобрели) пробивалась кость глазной впадины, рассекались волокна лобных долей головного мозга.

Напомню, что вся болезнь детей - то что они не из католических семей.
Результат лоботомии весьма непредсказуем - эпилептические припадки, потеря контроля над мускулатурой, недержания ну и летальный исход, конечно же.
Для справки: лоботомия как метод была открыта в 1936 году, в Португалии. С 1936 по 1949 год Эдгар Мониш проводил опыты по лоботомии. Научным исследованием это нельзя назвать - это была бессистемная наработка практики. Операции не анализировались ни по диагнозам, ни по последствиям. Тем не менее, в 1949 году Монеш получает Нобелевскую премию по медицине. С 1949 года лоботомия победоносно зашагала по... Хотел сказать, что по планете, но нет, не по всей планете. Исключительно по странам западного мира. Только в США лоботомии подверглись около 50 тысяч американцев. Причем, показаниями были не только психозы, но и неврозы и даже субдепрессивные состояния. Пропагандист лоботомии в США Уолтер Джексон Фримен ездил на "Лоботомобиле" и сделал самостоятельно 3500 операций, не имея хирургических навыков. Свободный человек, свободная страна... Даже Роуз Кеннеди умудрился в мозг нож засунуть. Не то, что тоталитарный СССР, в котором было проведено 176 операций, после чего лоботомия была запрещена. И не потому, что буржуазная, а потому что лженаука. Из 176 лишь 8 случаев дали положительную динамику.
Но вернемся в Квебек.
Психиатрия, это еще не все.
По мимо психиатрии - принудительный детский труд. Лишенные родительского попечения и признанные психически нездоровыми - дети вполне себе использовались, наравне со взрослыми, на общественных работах.
Сироты Дюплесси лишались элементарных юридических прав. Я не про голосование и прочие эфемерные свободы. Эти дети не могли наследовать имущество биологических родителей.
И сексуальная эксплуатация.
И мальчиков, и девочек - без разницы.
36 операций по восстановлению ануса у мальчика можете себе представить? Трахнули, зашили, трахнули, зашили, трахнули, зашили...
По достижению 18 лет, тех, кто выжил в этих концлагерях, просто вышвыривали на улицу. Абсолютно не адаптированных к нормальной жизни. Они не умели на автобусе ездить, я уже не говорю о более сложных вещах, типа, устроиться на работу.
Количество прошедших через систему концлагерей Дюплесси точно неизвестно до сих пор. От двадцати до пятидесяти тысяч. Возможно, больше.
В 1959 году Дюплесси умирает. Национальный союз - его партия - проигрывает выборы либералам. Когда те приходят к власти в Квебеке - приходят в ужас. И...
И тишина. Дело не раскрывается, не доходит до общества. Улики уничтожаются, приюты распускаются. Все хорошо, прекрасная маркиза. Улыбаемся и машем.

Робкие ростки информации появляются лишь в 1989 году. Канадские журналисты "Радио Канада" раскопали эту информацию. Жертвы концлагерей объединились в организацию "Сироты Дюплесси".
Правда восторжествовала? Как бы не так.
Правительство Квебека признало со скрипом правоту оставшихся в живых 3 тысяч человек. Даже компенсации назначило. Да толку. Выплаты обставлены таким образом, что через стену бюрократический процедур прорваться практичеки невозможно. Про велфер я недаром упомянул. Ответите "да" на вопрос: "были ли вы сиротой Дюплесси?" - вам откажут во въезде в Канаду пожизненно.
Ах, да. Ватикан свою вину не признает до сих пор.
Это Канада. Это сразу после того, как была побеждена нацистская Германия. Западные страны - гордо себя назвавшие "страны первого мира" - это обычный рабовладельческий кастовый строй, в котором есть элита, есть варвары и есть илоты. Они не люди, и с ними можно делать все, что угодно. Это сугубо утилитарное отношение к человеку.
Никаким гуманизмом там не пахнет, не обольщайтесь.

Была у нас уже как то тема про Запрещенные эксперименты над людьми в США , но вот наткнулся на еще некоторую новую для меня информацию. Как вы думаете, в какой стране и в какое время возможно такое - закон, по которому законнорожденными детьми признаются только те, кто рожден в венчанном браке. Что происходит с остальными?

Незаконнорожденный по этому закону - тот, кто родился в обычной семье, но родители не венчаны в католической церкви. Протестанты это, православные, атеисты - не важно. Их ребенок изымается из семьи и отправляется в сиротский приют.

Государство платит организации, содержащей приюты, некую сумму - которая удваивается, если ребенок признается душевнобольным. Коррупционная схема понятна? Сиротские приюты поголовно становятся приютами для душевнобольных. Дети в этих приютах эксплуатируются во всех отношениях - трудовых, сексуальных, экспериментальных. До сих пор не ясно - сколько прошло через эту систему детских концлагерей. Называются числа от 20 до 50 тысяч.

Так где и когда это было?


Нет, это не нацистская Германия. И не Испания эпохи инквизиции. Не Зимбабве и не Кампучия. Это одна из самых мирных и благополучных стран мира - Канада. Время действия - 1944-1959 год. Главный герой - Морис Ле Нобле Дюплесси.


В 1944 году, когда Дюплесси пришел к власти в Квебеке, он начал строить квази-государство под лозунгом: «Небеса - голубые, ад - красный!» Была запрещена компартия, ограничены права профсоюзов, закрыты левые СМИ. Зато этот лидер много говорил о национальной гордости франкоканадцев и долге добрых католиков.


В 1959 году Дюплесси умирает. Его партия Национальный союз проигрывает выборы либералам. Когда те приходят к власти в Квебеке - приходят в ужас. И… И тишина. Дело не раскрывается, не доходит до общества. Улики уничтожаются, приюты распускаются. Робкие ростки информации появляются лишь в 1989 году.


Вся история получила огласку в 1989 году, когда журналистка «Радио-Канады» Жаннет Бертран пригласила нескольких выживших сирот принять участие в ее программе. С тех самых пор уцелевшие сироты, объединившись в комитет взаимопомощи, добиваются справедливости. Первое время провинциальное правительство Квебека отказывалось в принципе признавать сам факт существования подобных экспериментов. Однако со временем провинциальное и федеральное правительства принесли свои извинения сиротам и даже выплатили части из них материальную компенсацию, хотя обставили это таким количеством условий, что получить деньги смогли далеко не все. Со стороны Католической церкви извинений до сих пор так и не последовало.

История о «сиротах Дюплесси» стала известна широкой общественности только в 90-х годах XX века, спустя примерно 50 лет после того, как означенные события имели место. Морис Дюплесси, фанатичный католик и юрист по образованию, дважды избирался на пост премьер-министра провинции Квебек. Одним из важнейших пунктов своей политической деятельности он считал «заботу» о сиротах и детях, рожденных в бедных семьях или вне брака.

Морис Дюплесси, сторонник националистических взглядов, ратовавший за автономию Квебека, впервые был избран на пост премьер-министра провинции в 1936-м году, а затем, повторно, в 1944-м, и оставался в этой должности до 1959-го года. Он был известен своими антикоммунистическими и клерикальными взглядами, а также авторитарными методами правления, за что получил прозвище «Шеф», а годы правления Дюплесси известны также под названием «Большая тьма».

Одним из важнейших пунктов деятельности Мориса Дюплесси на посту была так называемая «забота» о сиротах и тех детях, которые родились и воспитывались в «неподобающих» семьях. Премьер-министр, который в своей деятельности активно опирался на мощь католической церкви, делегировал ей полномочия по решению этого вопроса. В ведение церкви отошли школы, госпитали и приюты.

Жертвами новой программы по надзору за сиротами стали не только дети, лишившиеся родителей, но также и те, кто родились в семьях с низким доходом, у матерей-одиночек и пар, не состоявших в официальном браке. Последние считались, ко всему прочему, «плодом греха» и настоящими отбросами, с которыми обращались хуже, чем со всеми остальными. Детей могли забирать по настоянию местных священников и врачей, в отдельных случаях фактически принудительно, в других — родителей убеждали, что в приюте при церкви малышей ждет хорошая жизнь, образование и приличные условия содержания.

Морис Дюплесси. (pinterest.com)

Вскоре Дюплесси подписал указ о переквалификации приютов в психиатрические больницы с целью получить под это дело федеральное финансирование. Размер субсидий, выделявшихся правительству Квебека, сильно разнился в зависимости от назначения учреждения: так, на содержание одного сироты в день полагался 1 доллар 25 центов, в то время, как на пациента лечебницы для душевнобольных — 2 доллара 75 центов.

Буквально за считанные дни воспитанники приютов превратились в пациентов психиатрических больниц, каждому был поставлен соответствующий диагноз. Монахини, работавшие в этих учреждениях, сами заполняли медкарты «больных». Некоторых детей отправляли в реальные лечебницы, где они вынуждены были находиться среди пациентов.

По воспоминаниям немногочисленных выживших, сирот подвергали физическим и моральным унижениям: избивали, секли, привязывали к кроватям, надевали смирительные рубашки, заставляли принимать ледяные ванны, насиловали, привлекали к тяжелому физическому труду, используя как бесплатную рабочую силу, проводили хирургическое вмешательство, в частности, делали лоботомию, но, вероятно, самое ужасное — превращали в настоящих подопытных кроликов, материал для медицинских экспериментов с наркотиками и тестирования новых лекарственных средств.

Одна из девочек, прошедших через систему «перевоспитательных лагерей» Дюплесси, Кларина Дагвей, впоследствии рассказала об условиях содержания в одном из госпиталей. Ее отправили в лечебницу святого Жюльена за 1000 километров от дома. По словам Дагвей, монахини окунали воспитанников головой в ванну со льдом за малейшую провинность, приковывали к койке за руки и шею, заставляли спать на пружинной кровати без матраса и бесконечно скрести полы. Через две недели после прибытия в больницу, девочке стали давать лекарства, которые «превращали ее в зомби». Из документов, полученных ею многие годы спустя, следует, что этим препаратом был хлорпромазин, нейролептик, сильное успокоительное с серьезными побочными эффектами, запрещенное к употреблению во многих странах.


Сироты Дюплесси. (pinterest.com)

В истории с сиротами Дюплесси много темных пятен, и один из главных вопросов — сколько именно детей пострадало в результате этой ужасающей политики. Цифры колеблются от 5 до 300 тысяч. Однако жертвами считаются не только сироты, попавшие в психиатрические лечебницы, где их содержали фактически как узников концлагерей, но и те, кого буквально продали на «черном рынке». Детей отдавали на усыновление семьям иностранцев, в частности, гражданам США. Цена за одного ребенка колебалась от 40 до 25 000 долларов. Торговали не только живыми сиротами, но даже их трупами — тела продавали в анатомические театры по цене в 10 долларов.

Согласно результатам доклада двух канадских исследователей Лео-Пола Лазона и Мартина Порье, выпущенного в 1999-м году, католическая церковь и правительство Квебека за два десятилетия (40-е и 50-е) заработали на сиротском «бизнесе» около 70 млн долларов.

После достижения совершеннолетия дети, которые сумели выжить, выходили в «свободное плавание», однако не обладали никакими навыками, в частности, не получили образования. Кроме того, было практически невозможно устроиться на работу из-за графы о душевном заболевании в медицинской карте. Некоторые жертвы политики Дюплесси позже пытались объединить усилия, чтобы помочь друг другу приспособиться к нормальной жизни, найти родственников и рассказать свою историю широкой публике. Тем не менее, до начала 90-х годов прошлого века тема «сирот Дюплесси» оставалась в числе закрытых страниц канадской истории, и огласке в прессе была предана почти 50 лет спустя.

В конце 90-х правительство Квебека под давлением общественности пообещало выплатить по 15 тысяч долларов компенсации каждой из жертв, однако предложение было ими отвергнуто, так как «сироты» сочли его оскорбительным. Позже, в 2001 году, поступило новое предложение: 10 тысяч долларов на человека, плюс по 1 тысячи за каждый год пребывания в лечебнице, таким образом, компенсация не распространялась на остальных жертв, которые не состояли на учете в психиатрических клиниках, однако подвергались физическому и моральному насилию.


Собрание общества «сирот Дюплесси». (pinterest.com)

Кроме того, правительство Квебека не стало возбуждать уголовное дело по факту абьюза. Представители католической церкви публично заявили, что не несут никакой ответственности за произошедшее, и отказались принести извинения пострадавшим. Одна из монахинь, давших комментарий журналистам, сестра Жизель Фотье, отметила, что обвинения сильно «раздуты» и вся ситуация должна рассматриваться «в контексте».

В 1999 году на свиноферме, которая находилась неподалеку от одной из лечебниц, в братской могиле были обнаружены ящики с захороненными останками примерно 2000 человек, предположительно — детей, погибших в ходе принудительного содержания в больнице-приюте. В 2004 году члены «сирот Дюплесси» обратились к правительству Квебека с просьбой провести раскопки на заброшенном кладбище на востоке Монреаля, где, по их мнению, могли находится останки других детей, ставших жертвами медицинских экспериментов.

26 сентября 2016, 10:28


В 1940-1950-х годах тихая Канада стала местом, где развернулась ужасная трагедия. Под прикрытием борьбы за «традиционные ценности» и религиозную мораль премьер-министр провинции Квебек Морис Дюплесси превратил сеть детских приютов в коррупционную систему для зарабатывания денег. Дети терпели там ужасные издевательства и унижения.

С середины 1940-х по конец 1950-х годов в Канаде существовала сеть «клиник для умственно неполноценных». Людей туда помещали против их воли и совсем не для того, чтобы лечить. Пациентов гоняли на принудительные работы, испытывали на них медикаменты, подвергали физическим и сексуальным издевательствам. Но самое страшное состоит в том, что пациентам этих «клиник» было меньше 18 лет. Человека, ответственного за сломанные судьбы десятков тысяч малолетних канадцев, звали Морис Ле Нобле Дюплесси.

Морис Дюплесси был обычным квебекским адвокатом. Придерживался консервативных взглядов, подчеркивал свою религиозность и привёрженность строгой морали. Завершив адвокатскую карьеру, стал столь же обычным провинциальным политиком, не помышлявшим о федеральном уровне. Благо по канадским законам регионы имеют очень большую самостоятельность.

Политическая биография Дюплесси началась в местной Консервативной партии. А в 1935 году 45-летний экс-адвокат стал лидером и создателем Национального союза.

В 1936 году новая партия выиграла региональные выборы, и Дюплесси занял пост премьер-министра провинции Квебек. Правда, на следующих выборах Национальный союз проиграл Либеральной партии. Но в 1944 году взял реванш. Тогда Дюплесси вернулся в премьерское кресло, чтобы остаться в нем до самой своей смерти в 1959 году.

Его приход к власти не сулил поначалу никаких потрясений. Но вскоре выяснилось, что консерватизм в понимании Мориса Дюплесси - это максимальное ограничение гражданских прав и наделение гигантскими полномочиями католической церкви. По сути премьер-министр начал строить в Квебеке мини-государство религиозных фанатиков, для которых каждое слово любого католического священника было истиной в последней инстанции и прямым руководством к действию.

Неудивительно, что главными врагами Дюплесси считал коммунистов. При нем в Квебеке была запрещена деятельность Коммунистической партии, ограничены права профсоюзов и начались преследования любых «леваков». «Небеса голубого цвета, а ад - красного!» - гласил один из официальных лозунгов Национального союза.

Газету «Комба», которая попыталась критиковать его методы, Дюплесси закрыл, а любое вольнодумие решительно подавлял. Удивительно, что при этом дело обходилось без массовых репрессий или казней недовольных. Дело в том, что Дюплесси пользовался поддержкой малограмотных слоев населения. Им нравилось то, что он говорил о «традиционном обществе», о «национальной гордости франкоканадцев» и «долге добрых католиков». И вскоре это принесло свои зловещие плоды.

Чем больше власти сосредотачивал в своих руках Морис Дюплесси, тем более нетерпимым он становился к чужим взглядам. В Национальном союзе за авторитарный стиль управления его прозвали Шефом. Пока дело касалось вопросов сугубо политических, его категоричность и несгибаемость еще не могли причинить откровенного зла. Но вскоре Шеф решил «привести в порядок» общественную мораль.

В Квебеке были максимально ужесточены законы, касающиеся семейных отношений. Отныне любой ребенок, рожденный вне брака, подлежал помещению в сиротский приют. Законным, разумеется, признавался лишь брак, освященный католической церковью (напомним, дело происходило в середине XX века!). А приюты, в которые поступали «сироты», были полностью переданы в управление католическим монашеским орденам. Стоит заметить, что эта ситуация была не уникальна - такая же практика существовала в 1940-е годы и во Франции, «наследником» которой считался Квебек.

В сиротские приюты отправлялись также дети слишком бедных или безработных родителей. Внешне все выглядело как забота о маленьких канадцах. Но реально в «черные списки» попадали прежде всего семьи активистов профсоюзного движения, коммунистов или людей, потерявших работу по политическим причинам. Католическая церковь, которая всячески поддерживала Мориса Дюплесси, своевременно обеспечивала идеологическое обоснование для подобных мер, лицемерно выражая готовность позаботиться о несчастных «сиротах».


При этом Дюплесси вовсе не был фанатиком или бессребреником. Вскоре он смекнул, что при помощи армии «сирот» можно делать неплохие деньги. Дело в том, что правительство Канады регулярно выделяло Квебеку субсидии на содержание учреждений социальной защиты. Сумма для сиротских приютов рассчитывалась из нормы 1,25 доллара США в сутки на человека. А вот для психиатрических клиник норма была выше - 2,75 доллара в день на пациента. Поэтому несчастных детей, отнятых у родителей, стали массово признавать умственно неполноценными. А иногда просто одним росчерком пера меняли статус всего сиротского приюта на статус психиатрической клиники.

Надо ли говорить, что от бюджетных денег непосредственно до детей доходили жалкие крохи? Приличные суммы оседали на счетах Национального союза и церковных структур, остальное разворовывалось уже непосредственно на местах.

Концлагерь по-квебекски

Дети, попавшие в приюты и объявленные умственно неполноценными, оказывались лишены любых прав. Их беспощадно использовали для работ наравне со взрослыми. На них без всяких мер предосторожности испытывали «новые методы лечения» - такие как сильнодействующие психотропные препараты, пропускание через тело электрических разрядов или многочасовая фиксация в смирительной рубашке. А некоторых из тех, кто пытался проявить непослушание или поднять бунт, ждала лоботомия.

Но даже все это было еще не самым страшным. Персонал приютов относился к детям как к своей собственности. И использовал их для удовлетворения самых низменных страстей. Как девочки, так и мальчики постоянно подвергались сексуальному насилию, не говоря уже о каждодневных побоях, унижениях и издевательствах. Тех, кто умирал, не вынеся истязаний, хоронили в групповых безымянных могилах. По сути это были самые настоящие концлагеря, ничем не уступавшие по жестокости того, что в них происходило, нацистским застенкам. Количество детей, погибщих в ходе экспериментов, точному подсчету не поддается. Сравнительно недавно в Монреале было обнаружено крупное захоронение детских останков, расположенное неподалеку от одного из подобных пыточных заведений.

И творилось это все в тихой Канаде и после того, как Третий рейх был уже побежден. А Морис Дюплесси тем временем продолжал вещать о «традиционных ценностях», религии и «национальной гордости» - в перерывах между подсчетом денег.


Сколько человек прошли через этот ад на земле, до сих пор точно не подсчитано. Называются числа от 20 до 50 тысяч детей. После того как они достигали 18 лет, их просто вышвыривали на улицу - совершенно не приспособленных к жизни, не знающих и не умеющих ничего, привыкших считать себя людьми второго сорта, «детьми греха», и готовых покорно терпеть любые унижения. Понятно, что никто из них и не думал бороться за свои права или предавать огласке страшную правду. Не в силах справиться со страшными воспоминаниями и постоянным стрессом, многие покончили с собой.

В 1959 году умер Морис Дюплесси, и Национальный союз тут же утратил свое влияние. Представители пришедшей к власти Либеральной партии Квебека пришли в ужас от того наследия, которое им досталось. Однако решили не выносить сор из избы. Выстроенная Дюплесси людоедская система «лечебниц» была ликвидирована, а католические ордена отстранены от бюджетной кормушки. Этим все ограничилось, и Канада спокойно прожила еще 30 лет.

В 1989 году в эфире «Радио Канада» вышла передача, в которой приняли участие несколько человек, в детстве содержавшихся в «клиниках». Тогда-то законопослушные канадцы и узнали о том, какой кошмар творился в их стране на протяжении более чем десятка лет. Жертвы насилия объединились в организацию, которую назвали «Сироты Дюплесси», и с тех пор добиваются справедливости, хотя бы постфактум. К началу 1990-х их насчитывалось около 3 тысяч человек.

Хотя и очень неохотно, но правительство Квебека все же признало правоту «Сирот Дюплесси». Как пострадавшим от произвола, им были назначены денежные компенсации, но и здесь не обошлось без проблем. Власти обставили выплаты таким количеством бюрократических процедур, что получить деньги смогли далеко не все. Католическая церковь же до сих пор отрицает свою причастность к истории «Сирот Дюплесси» и отказывается приносить официальные извинения.

Взято с zagadki-istorii.ру