Субъекты и объекты политики и их классификация. Понятие политики. субъекты и объекты политики Что такое политика ее субъекты объекты и формы

Поскольку политика неразрывно связана с управлением, то имеющих к ней отношение обычно делят на управляющих и управляемых, субъектов и объектов политики.

Субъектами политики выступают те, кто принимает политические решения или по крайней мере имеет влияние на их принятие. Если человек лишь соглашается (или возмущается) с политическим курсом, это не делает его субъектом политики. Сначала надо понять свои интересы и характер их связи с политикой (политическое сознание), затем выразить их в политических формах (политическая культура) и бороться за их претворение в жизнь (политическое поведение).

Объект политики есть по философскому определению слова нечто пассивное («инертное большинство») в противоположность субъекту как активному деятелю. Вопрос перехода из объекта в субъект -- это вопрос о том, как человек может повлиять на политику (и не только один раз в несколько лет, но постоянно). В момент, когда человек опускает бюллетень с принятым им решением, он становится субъектом, но во все остальное время он может оставаться простым объектом политики, если не участвует в принятии политических решений.

Любая политика, в конечном счете, это взаимодействие между людьми, в ходе которого между ними происходит или размежевание или консолидация по поводу доступа к власти. «Люди всегда, говорил Ленин, будут жертвами обмана и самообмана в политике до той поры, пока не станут субъектами политических отношений».

Субъект политики - это любой человек, социальная группа или организация, обладающие самосознанием, осознающие свои интересы и способные к осмысленно-целенаправленному действию по их осуществлению через влияние на власть.

Достаточно вспомнить «класс в себе» и «класс для себя», что означает разные стадии осознания своих конкретных интересов. Субъектом политики выступает только «класс для себя», социальная же группа, человек, класс или нация, неспособные подняться до понимания своих политических интересов, превращаются либо в заложника, либо в объект манипулирования и средство достижения интересов других политических сил.

Осознание группой или классом своих политических интересов выражается, как правило, в разработке политических программ, где четко обозначены цели и средства их достижения - давление на власть, определение союзников и противников. Все это формирует политическую волю, направленную на достижение и реализацию своих интересов.

Субъекты политики (при всей их чрезвычайной разнообразности) обычно делят на две группы:

  • 1) первичные - это т.н. основные социально-классовые общности - народ, классы, нации, социальные, профессиональные, территориальные, конфессиональные и демографические группы и индивиды;
  • 2) всевозможного рода организации, которые создаются людьми с целью участия в политике. Их еще называют политическими институтами. Это - органы государства, политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам политики первой группы, так как создаются последними для выражения своих политических интересов.

Любой человек - существо политическое. Это универсалистский принцип политической этики, запрещающий заранее делить людей на субъектов и объектов политики. Принцип верховенства и суверенитета народа зафиксирован во всех конституциях. Разумеется, нужно отличать формального носителя верховной власти - народ в целом - от реального носителя - политической элиты и, стало быть, формального субъекта политики от реального.

Отсюда вывод: каждый человек является субъектом политики в той степени, в какой он реально может воздействовать на принятие политических решений.

Понятия объекта и субъекта относятся не только к отдельным людям, но и к странам и регионам. Причем эти понятия следует рассматривать не в абсолютном (как принято в философии), а в относительном смысле. На шкале «объект - субъект» располагаются все люди и объединения - от не могущего и не желающего голосовать (минимум субъективности и максимум объективности) до президента великой державы (минимум объективности и максимум субъективности).

Проблема субъекта и объекта политической деятельности является проблемой определения ролей участников политического процесса, их взаимоотношений, интересов, силы и влияния, способности бороться за власть и осуществлять политический курс. Особенность политики заключается в том, что возможны взаимопереходы субъекта и объекта, т. е. субъект политики может быть ее объектом и, наоборот, объект политики превращается в субъекта.

Политическое управление и власть служат средством обеспечения совместной, согласованной деятельности всех социальных общностей, политических институтов, всех членов общества по осуществлению их общих потребностей и интересов. Отсюда вытекает, что общество, социальные общности являются объектами политики. Люди, социальные группы, партии, движения, организации, испытывающие на себе воздействие государства, общества, являются также объектами политики.

Субъекты политической деятельности - это участники политического процесса, действующие свободно и самостоятельно. Под свободой понимается возможность субъекта самому выбирать цели, средства их достижения. Без свободы выбора нет свободы действий. Самостоятельность означает, что у субъекта есть свои потребности и интересы, которые выделяют его среди других субъектов и им осознаются. Субъектами политической деятельности становятся группы людей, когда они обретают определенные политические качества.

В обществе действуют политические субъекты разных уровней. Народ, составляющие его большие социальные группы (страты, классы, нации) являются первичными субъектами, поскольку в демократическом обществе народ - источник государственной власти. Он осуществляет свою власть непосредственно и через государственные и другие политические институты.

Государство, политические партии, движения, другие общественно- политические институты и организации являются вторичными субъектами. Они вторичны, потому что действуют от имени народа.

Политические элиты, политические лидеры, бюрократия составляют третий вид политических субъектов. Они третичны, так как реализуют свои роли через политические институты и организации. Это узкая группа лиц, которая принимает политические решения и проводит их через политические институты. Взаимодействие субъектов политики определяется типом политического режима.

Политические субъекты первого вида определяют все другие. Политические институты, элиты, лидеры выступают и политическими субъектами, поскольку выражают общие интересы народа, нации, социальной общности. Государство представляет общество, а также интересы тех или иных социальных групп. Партии интегрируют интересы определенных слоев населения и реально существуют, пока выражают и защищают их в своих политических программах и практической деятельности. Политические лидеры воспринимаются массами и партиями в качестве таковых при условии, что они осознают их стремления, интересы, волю и предлагают соответствующие решения.

Участие субъектов в политике может быть стихийным и сознательным. Стихийный процесс - это процесс, не контролируемый людьми. Он проявляется, как правило, в связи с резким ухудшением их положения. Спонтанные, стихийные действия нередко используются определенными кругами для достижения своих эгоистических, амбициозных целей. Поэтому они носят деструктивный характер. Стихийность говорит о неразвитости человека, движения, о их недостаточной организованности. В то же время стихийность выступает показателем жизненности социального движения, неудержимого напора масс. Сегодня очевидно, что задуманный в России «плановый» демонтаж командной системы превратился в беспорядочное стихийное разрушение.

Сознательно регулируемой политическая деятельность может быть, если она осуществляется в соответствии с заранее поставленной задачей.

Для развития социального субъекта в политический необходимы три условия: политическое сознание – осознание интересов целого и самосознание, т. е. понимание своего места, роли в системе политических отношений; самоорганизация – осознание возможностей и последствий своих политических действий; активность – организация себя как целого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации своих интересов.

Субъектами политики являются те участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. К субъектам политики относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, демографические и конфессиональные группы, имеющие и реализующие в политической деятельности свой социально-политический интерес.

Личность является политическим субъектом специфического рода. Именно личность, ее интересы ценностные ориентиры и цели являются движущим началом политической активности наций, классов и т. д. В политологии личность рассматривается в трех аспектах:

1) индивидуальные психофизические особенности человека, специфические привычки, стиль поведения и т. д. (основное внимание уделяется политическим лидерам);

2) как представитель группы: статусной, профессиональной, классовой, социально-этнической, а также как исполнитель заданной политической роли избирателя, члена партии, министра (не позволяет отразить автономию и активность индивида как субъекта политики);

3) как самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий свободой воли и уникальными в своем роде чертами обладающий политическим статусом гражданина (человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом или объектом воздействия политики).

Уровни субъектов: а) социальный: включает в себя индивидов и различные социальные слои (личность, нацию, класс, профессиональную группу и т. д.) б) институциональный: охватывает государство, партии, профсоюзы, политические движения; в) реже выделяют третий – функциональный – уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач.

Объект в политике – это та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта политики. Объектом могут быть политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, участвующие в политическом процессе.

Субъект и объект в политике взаимозаменяемы: одна и та же социальная группа может одновременно выступать и субъектом, и объектом, и могут меняться местами. Но они и взаимозависимы: объект оказывает влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм политической деятельности субъекта, и одновременно действия субъекта способны изменять объект.

Субъекты политики:

1. Большие социальные общности, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т.п.

2. Различные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; в классовом обществе обеспечивает подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества. Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. Его характерные признаки: наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующих функции власти; наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением; территория, на которую распространяется власть этого государства; суверенитет, т.е. исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие.

Вы также знакомы и с историей политических партий (демократы и республиканцы в США, тори и виги, а затем консерваторы, либералы и лейбористы в Англии, социал-демократы, эсеры, кадеты, октябристы в России и т.д.). Каждая из этих партий разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах. Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано иными, неполитическими потребностями (например: церковь, профсоюзы), но которые при определенных условиях приобщаются к политической деятельности.

3. Политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или какой-то его части. Однако понятие "политическая элита" имеет иной смысл.

Правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, определяющая цели и пути политического развития, принимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.



4. Личности. Каждый человек прямо или косвенно связан с политикой, даже тот, кто считает себя "вне политики". Ведь и такой человек вынужден выполнять политические решения властей, а если он игнорирует их, то вступает в конфликт с властью, опять-таки - в определенные политические отношения.

Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности в политическую деятельность:

  • Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление. (Например: рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т. д.)
  • Политиками "по совместительству" являются в наши дни, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые, по общему правилу, занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении. Сюда же относится и часть членов парламента, которые "работают на политику" лишь во время парламентских сессий.
  • Профессиональными политиками являются те, кто живет "для политики" либо "за счет" политики и "политикой". Иными словами, это профессиональные политические деятели, для которых политика - главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.

Степень и границы политической деятельности того или иного члена общества:

  • Зависят от объективных условий. Прежде всего от существующих в обществе политической и правовой систем, которые определяют допустимые нормы политической активности; от наличия или отсутствия социальных барьеров и ограничений активности личности. Общественное положение личности и связанные с этим шансы на успех в политике. Активность личности может возрастать в конфликтных политических ситуациях, которые затрагивают ее интересы.
  • Личные качества. К ним можно отнести и уровень овладения теми обязанностями, что диктуются личности ее общественным положением; и собственные усилия и умения вести политическую деятельность; и политическую культуру личности, ее политические ориентации, систему ценностей; и мотивацию деятельности, способности и амбиции личности.

Объекты политики. Различается внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, т.е. отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую.

Вывод: политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Следовательно, политическая деятельность играет огромное значение в развитии общества.

Цели и средства.

Политическая деятельность предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (стратегические) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Пикколо Макиавелли (1469-1527).

Политический деятель, как считал Макиавелли, "ради сохранения государства" может нарушить данное слово и вообще не чураться и зла. И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах экстремистские (т.е. приверженные к крайним взглядам и мерам) организации. Борясь за свои политические цели, они считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые никакого отношения к их заботам не имеют; устроить взрыв где-нибудь в людном месте, где погибнут случайно оказавшиеся там люди; брать и убивать заложников.


Место этой темы в анализе взаимосвязей общество – политика - власть определяется тем, что изучение политических отношений должно опираться на знание положения различных групп в системе общественных отношений. Политическая жизнь общества включает политические отношения между людьми, различными общностями, института-ми, ее содержание представляет собой особую форму реализации их социальных интере-сов. Дифференциация субъектов политического процесса позволяет представить полити-ческие отношения не как скопление случайных и непредсказуемых действий отдельных лидеров, партий, а как выражение политических интересов в единстве их объективной и субъективной сторон.

Цель лекции заключается в том, чтобы раскрыв сущность политической субъектности, выявить объективную основу формирования социального интереса, условия его трансформации в политический. Для современной России актуальность этой проблемы определяется тем, что распад старой системы экономических отношений, реализация монетарной модели перехода к рынку – порождает сложные процессы в социальной сфере, определяет динамику и напряженность политической ситуации.