Реформа осаго: нововведения, смысл, "подводные камни". делюсь что сам узнал (1 фото). Реформа осаго вышла на финишную прямую Реформа автострахования

Минфин направил на согласование в ведомства новую порцию поправок к закону об ОСАГО. Они существенно снижают объем выплат из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА). Требования по ним нельзя будет передавать автоюристам, и в отношении этих выплат не будет действовать закон о защите прав потребителей, благодаря которому в судах сейчас взыскиваются суммы в два-три раза больше оплаченного ущерба по ОСАГО. В прошлом году из фонда РСА было выплачено 5 млрд руб., из них порядка 30% достались мошенникам, считают в союзе.


Ремонтная реформа ОСАГО (соответствующий закон Владимир Путин подписал 28 марта) — не последнее изменение в жизни автовладельцев. Как рассказали "Ъ" в Минфине, на согласование в министерства отправлена следующая порция поправок к закону об ОСАГО. По словам замглавы департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, преобразования в сегменте продолжатся. Они будут оформлены тремя законопроектами.

Первый 28 марта уже направлен на согласование в министерства и ведомства. Согласно документу (есть у "Ъ"), страховщики теряют право выставлять пострадавшему в ДТП пешеходу регрессное требование по ущербу, причиненному автомобилю. Как пояснили в РСА, поскольку автомобиль является источником повышенной опасности, Гражданский кодекс не дает права страховщику выставлять регресс пешеходам. "Однако единичные случаи на рынке все же были",— соглашаются с необходимостью правки в союзе.

При этом РСА при выплатах из компенсационного фонда получает право регресса к виновнику ДТП в размере произведенной компенсации. Напомним, согласно закону об ОСАГО выплаты из компфонда РСА положены пострадавшим в том случае, если виновник аварии неизвестен, или его ответственность не застрахована, или страховщик, выписавший полис,— банкрот. Кроме того, РСА получает право выставлять регресс к сервису, выдавшему диагностическую карту автомобилю, если выяснится, что авария наступила из-за неисправности, которая могла быть обнаружена на момент осмотра автомобиля для получения карты.

В свою очередь, на выплаты из компфонда РСА накладывается ряд ограничений: их нельзя переуступать третьим лицам, то есть автоюристам, и на них не распространяется закон о защите прав потребителей. Напомним, именно этот закон позволяет юристам в судах взыскивать со страховщиков суммы вдвое-втрое большие оплаченного ущерба — благодаря возможности выставлять счета за услуги юристов, оплачивать заключения техников-экспертов, сумму ущерба плюс 50% в качестве штрафа. Кроме того, если у получателя выплаты из фонда есть претензии по ее величине, до подачи иска в суд предъявление претензии в РСА станет обязательным.

Заменой выплат ремонтом реформа ОСАГО не закончится - на согласование в министерства уже ушла новая порция поправок к закону о страховании ответственности автовладельцев

По данным РСА, сейчас в компфонде 14 млрд руб. С момента старта компвыплат в 2004 году потерпевшие получили из него 32,8 млрд руб. В прошлом году размер выплат из фонда составил 5 млрд руб. и до 30% из них в РСА считают сомнительными — "накрученными" автоюристами.

Вера Балакирева говорит, что на подходе у Минфина еще два проекта — об увеличении выплат по европротоколу с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. и о либерализации условий страхования, в том числе тарифов с делением полисов в зависимости от страховой суммы на премиум-, бизнес- и экономварианты ("Ъ" писал об этом 15 сентября 2016 года). "Это базовый проект поправок, он уже прошел первый круг согласования, мы получили замечания, работаем над ними",— заключает госпожа Балакирева. Впрочем, по сведениям "Ъ", в ЦБ его согласовывать пока отказываются, регулятор считает, что эти нововведения создадут на рынке "ненужную турбулентность" и до обкатки ремонтной реформы обсуждать проект пока не стоит.

По последней версии поправок к закону об автостраховании ОСАГО , согласованной Банком России и Минфином, итогом рассмотрения страхового случая считается направление на ремонт, рассказывают автоинструкторы .

Теперь возмещение вреда будет проходить на станции восстановительного ремонта, которая указана в заявлении потерпевшей стороны. Но выбор СТО должен быть согласован со страховщиком.

Центробанк в свою очередь выставит требования к сервисам, а именно сроки проведения ремонта , сохранение гарантийных обязательств производителя автомобиля, территориальная доступность мастерской.

По оценке Министерства финансов, более 90% выплат в ОСАГО будут проходить в форме ремонта. Напомним, что поправки будут внесены на рассмотрение в Госдуму уже этой осенью.

Если со стороны автовладельцев будут поступать массовые жалобы на качество ремонта и срывы сроков, то страховщик будет лишен права на натуральное возмещение при страховом случае. В поправках сказано, что это произойдет, если страховая компания неоднократного в течение года нарушит свои обязательства по восстановительному ремонту. В этом случае страховщика обяжут выплачивать компенсацию в денежной форме на срок до одного года.

А вот разделение страховых полисов ОСАГО на три категории в зависимости от суммы возмещения и тарифов в блок поправок не вошло. Хотя Минфин заявил, что не намерен отказываться от своей идеи, а просто отложит ее на неопределенный срок.

Как происходит ремонт по ОСАГО?

Если автовладелец соглашается с предложением страховщика получить компенсацию в виде ремонта машины, то компания предлагает водителю на выбор несколько мастерских. Клиент выбирает оптимальный вариант, и страховая компания перечисляет деньги на счет СТО.

На данный момент ответственность за качество выполнения ремонта и его сроки несет автосервис. Если вам не понравилось, как был выполнен ремонт, просто не подписывайте акт приема-сдачи.

Что касается срыва сроков, то вы вправе потребовать от СТО неустойку.

Учет износа

Эксперты страховщика при оценке размера ущерба обязательно учтут износ деталей автомобиля . Отличие в том, что в одном случае сумму за износ недополучит водитель, а в другом — СТО. Мастерская, как правило, требует автовладельца доплатить эту разницу, чтобы заменить поврежденные запчасти на новые. Еще один вариант: автомобилист сам найдет бывшие в употреблении детали с аналогичной степенью износа. Но, как вы понимаете, это практически не реально.

У страховщика всегда есть возможность занизить убыток. СТО делает ремонт на основании своих расчетов или расчетов страховой компании. Износ может сыграть роль, как в первом, так и во втором случае.

Например, непосредственно перед ДТП владелец авто заменил некоторые детали на новые, но износ по ним будет все равно считаться по возрасту машины. Кстати, всегда сохраняйте чеки и выписки на работы по замене старых запчастей, чтобы при необходимости подтвердить свою правоту. К тому же при оценке специалисты могут неверно определить, когда именно были получены повреждения: до ДТП или в результате него.

Говоря простыми словами, разные эксперты, используя единую методику, могут насчитать разные суммы. При низкой оценке убытка искать справедливости придется в суде.

Видео о последствиях реформы ОСАГО:

Не попадайте в ДТП и удачи!

В статье использовано изображение с сайта autond.ru

Изменения в ОСАГО 2017 подписаны Президентом и начали действовать с 28 апреля 2017 года. Новые правила распространяются на все полюсы ОСАГО, заключенные между страховщиками и собственниками автомобилей после 28.04.2017 г.

Это новость самая обсуждаемая в среде автомобилистов. Суть основных поправок можно сформулировать тремя словами – ремонт вместо выплат.

Помимо страховых компаний и водителей нововведения затрагивают интересы автобизнеса и неоднозначно оцениваются представителями разных слоёв населения. Что же ждет водителей и чему нужно быть готовым, расскажем в этой статье.

В этой статье:

Какие изменения в законе ОСАГО

Поправки в ОСАГО носят глобальный характер, основное содержание которых состоит в ограничении права владельца легкового автомобиля после 28.04.2017 г. на получение денег за его ремонт в случае аварии.

Теперь деньги за ремонт можно получить только в крайних случаях, если:

  1. Автомобиль не подлежит восстановлению.
  2. На ремонт автомобиля требуется сумма, превышающая страховую сумму в 400 тыс. рублей.
  3. НанесЕн ущерб имущественному объекту, не относящемуся к автомобилю.
  4. Страховка получена в рамках международных систем страхования.
  5. Страховая компания не может выполнить свои обязательства по ремонту поврежденного автомобиля иным способом, кроме выплаты денежной компенсации.
  6. Авария оформлена на законном основании без участия сотрудников полиции (при ущербе до 100 тыс. руб.), а ремонт автомобиля превышает эту сумму и потерпевший не согласен доплачивать свои деньги.
  7. Автомобиль принадлежит инвалиду первой или второй группы, который в заявлении просит за ремонт выплатить деньги.

В целом, принятые нормы направлены на борьбу с существующим механизмом отъёма денег у страховых компаний.

Суть механизма – подготовленные в правовом плане специалисты выступали своего рода «коллекторами» по отношению к страховым компаниям.

Они покупали по низкой цене у участников аварии право на возмещение ущерба и путем предъявления мошеннических исков через суд добивались выплаты им максимально возможных денежных сумм.

Данная практика приносила огромный ущерб всему страховому рынку.

Принятые поправки затрагивают интересы не только страховых компаний. Нововведения по ОСАГО напрямую касаются всех владельцев автомобилей без исключения, включая и тех, кто не попадал и не планирует попасть в аварию.

Всего 11 поправок, из них девять касаются страховых случаев при аварии, а два – покупки полиса ОСАГО. Кратко рассмотрим их.

Изменение ОСАГО № 1. Выбор станции СТО

Ранее для ремонта повреждённого автомобиля страховая компания сама предоставляла станцию ремонта, с которой был заключён ремонтный договор. У клиента практически отсутствовало право выбора места ремонта.

С 2017 г. за владельцем полиса ОСАГО законодательно закреплена возможность выбора пункта ремонта автомобиля. Однако не стоит радоваться преждевременно.

Выбранный пункт станет доступным только после письменного согласования страховой компании возможности его использования. А она может и не согласовать предложенный клиентом вариант.

В этом случае остаётся только согласиться на пункт ремонта, предлагаемый страховщиком. Почему? Потому что по закону деньги получить нельзя, а другие варианты отсутствуют, так как законодательно не прописаны.

Изменение ОСАГО № 2. Неустойка за срыв сроков автомобиля

До нововведений срок ремонта определялся договорённостью между клиентом и пунктом ремонта. Сейчас законодательно определено, что срок приведения автомобиля в исправное состояние не может превышать 30 дней.

За каждый день задержки ремонта страховщик должен выплачивать пени в сумме 0,5 % от общей суммы ущерба. Но вот как эти деньги получить владельцу ремонтируемого автомобиля, механизм пока не определён.

Если через суд, то деньги можно будет получить с трудом (из-за отсутствия наработанной судебной практики), а нервы потратить придётся изрядно.

Изменение ОСАГО № 3. Размер возмещения за эвакуацию автомобиля

Сейчас сумма денег за доставку машины от места аварии до пункта ремонта или хранения выплачиваются страховщиком согласно представленных клиентом документов, подтверждающих расходы на транспортировку.

То есть, если заплатил за доставку автомобиля, можешь рассчитывать на выплату компенсации. Нет квитанции, значит, нет расходов и деньги получить нельзя.

Новые правила устанавливают максимальный предел доставки в 50 км. Больше нельзя. Если знакомая вам станция ремонта располагается на расстоянии 51 км от пункта аварии или хранения автомобиля, то формально страховщик вправе не соглашаться с такой транспортировкой.

Если клиент настаивает на этом варианте, то организация доставки автомобиля и её оплата возлагается на него. То есть, за ваши деньги, всегда, пожалуйста.

Изменение ОСАГО № 4. Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками

Прямое урегулирование убытков – это когда после аварии потерпевший обращается только в компанию, продавшую ему полис (свою компанию). До принятия нововведений существовало жёсткое условие: в аварии пострадало только два автомобиля.

Новые поправки распространяют правила обращения только в свою компанию на случаи массовых аварий (три автомобиля и более). По мнению законодателей, предлагаемые нормы направлены на упрощение правил оформления аварийных убытков и ремонта автомобилей.

Однако не все экспертное сообщество разделяет данное мнение. Для организации восстановления автомобиля пострадавшего клиента его страховщику необходимо получить от страховой компании виновника аварии согласие денежного размера предстоящего ремонта.

А если виновников 2, 3 и более, сколько на это уйдёт времени? Об этом закон пока умалчивает.

Изменение ОСАГО № 5. Увеличение выплат по Европротоколу

Новые поправки в ОСАГО повышают до 100 тысяч рублей максимальную сумму ущерба по причине аварии, оформленной без участия сотрудников дорожной полиции (по Европротоколу). Действовать эта норма будет по всей территории страны.

Ранее максимальный размер такой суммы составлял 50 тыс. рублей, а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области – до 400 тыс. руб. при соблюдении определённых условий (наличие фото и видео съёмки повреждений, согласии признать вину одного из участников аварии и пр.).

Вряд ли стоит расстраиваться из-за снижения максимальной суммы ущерба аварии, оформляемой самостоятельно водителями.

Важно помнить, что в случае ошибки в оценке ущерба, когда для реального ремонта потребуется сумма больше 100 тыс. руб., превышающую сумму придётся доплачивать автору дорожного происшествия.

Изменение ОСАГО № 6. Полное возмещение ущерба с виновника ДТП

Максимальный размер выплат по ОСАГО составляет до 400 тыс. руб. для автомобиля и другого имущества и до 500 тыс. руб. для страхования жизни и здоровья.

Нововведения, установленные принятым законом, не решают вопрос полного возмещения ущерба с виновника аварии, если страховой суммы на восстановление повреждённого автомобиля не хватает.

Ранее причиной нехватки денежных средств на ремонт являлась высокая цена на новые запчасти. С 2017 года страховая компания не вправе учитывать амортизацию, подлежащих замене, комплектующих деталей автомобиля.

Однако повышение курса доллара и евро по отношению к рублю приводит к постоянному увеличению цен на запасные части, поставляемые из-за рубежа, а значит, могут возникать случаи нехватки страховой суммы для полноценного ремонта. Пока в законе возникновение такого случая не предусматривается.

Особо следует отметить, вопрос полного возмещения ущерба очень актуален для Европротокола (ущерб до 100 тыс. руб.).

Протокол без участия сотрудников дорожной полиции составлен, принят страховщиком и начат ремонт автомобиля. В ходе работ обнаружено, что для полноценного восстановления автомобиля требуется сумма, превышающая максимальный объем денег, установленный для Европротокола.

В этом случае новый закон обязанность по доплате в разнице возлагается на потерпевшую сторону. Логика такова: сам составил протокол, сам и доплачивай, то есть неси ответственность за самостоятельное принятое решение. Правильно ли это или нет, покажет правоприменительная практика.

Изменение ОСАГО № 7. Основания для регрессивного иска

Регрессивный иск – это официальная претензия страховой компании на виновника или виновников аварии, поданная в суд с целью получения полной страховой суммы, затраченной страховщиком на ремонт автомобиля.

Согласно новым законодательным поправкам основаниями для предъявления регрессивного иска выступают следующие обстоятельства:

  1. Состояние опьянения (алкогольного, наркотического и др.) виновного в момент совершения аварии, подтвержденное экспертизой.
  2. Отказ виновника автомобильного происшествия от медицинской экспертизы на состояние опьянения.
  3. Употребление в нарушение требований Правил дорожного движения после совершения автомобильного происшествия его виновником алкогольных напитков, а также наркотических или психотропных веществ.
  4. Нанесение вреда путём использования легковой машины с прицепом к ней в нарушение условий полиса ОСАГО (в полисе нет записи о возможности управления автомобиля с прицепом к нему).

Важно помнить о некоторых особенностях предъявления регрессного иска, полезных на практике.

Новый закон не позволяет страховщику предъявить регрессивные претензии следующим участникам аварии:

  1. Пешеходу, пострадавшему в ходе дорожного происшествия, путём получения ранения или увечья либо гибели с участием застрахованного автомобиля.
  2. Родственникам и наследникам пешехода, для которого автомобильная авария закончилась смертельным исходом.

Таким образом, в случае предъявления в суде требования со стороны страховщиков к указанным категориям граждан, такой иск будет отклонён.

Изменение ОСАГО № 8. Электронные полисы ОСАГО и штрафы ГИБДД

С 2017 года разрешено использование электронных полисов. Однако данное удобство на практике принесло массу забот для водителей, состоящих в невозможности инспекторами ГИБДД выполнить свои функциональные обязанности по проверке наличия полиса, его достоверности и подлинности.

Инспектор такие проверки может выполнить при наличии интернета и его носителей (смартфона, планшета, ноутбука и пр.).

Как быть, если инспектор несёт службу на местности, где нет интернета, либо у него отсутствует мобильный телефон? К тому же в должностном регламенте инспектора до 01.04.2017 г. не было упоминания об электронных полисах ОСАГО. Поэтому инспектор уверенно выписывает вам штраф за отсутствие полиса (полис – не приобретён – штраф 800 руб.; нет с собой – 500 руб.).

В апреле 2017 года вступила в действие новая редакция должностного регламента сотрудников ГИБДД, в котором:

  1. Признана равнозначность электронного полиса или его распечатки бумажному оригиналу.
  2. Существует запись о праве водителя предъявлять для проверки распечатку электронного полиса.
  3. Исключено наказание в виде снятия номеров.

Теперь действительность электронной выписки проверяется на специальном сервисе МВД России или на официальном сайте Российского союза автомобильных страховщиков (далее – РСА), содержащим базу данных

Советы :

  1. При наличии электронного полиса всегда имейте с собой смартфон, планшет или ноутбук. При непризнании им распечатки водитель вправе предложить проехать до места уверенного приёма интернета и затем, открыв сайт РСА, подтвердить легитимность выписки.
  2. Знайте, что купив новый автомобиль, можно до 10 дней ездить на нём без полиса.

Изменение ОСАГО № 9. Коэффициент «бонус – малус» без полиса ОСАГО

Коэффициент «бонус – малус» (далее – КБМ) – это скидка водителю за аккуратную езду без аварии, снижающая стоимость полиса. Данный коэффициент может быть как понижающим, так и повышающим стоимость покупки ОСАГО. КБМ определяет класс водителя на начало покупки полиса.

С 2017 года полис открепляется от автомобиля и связывается с безаварийной ездой водителя. Теперь каждому водителю, а не автомобилю определяется его КБМ, меняющийся при аварийной езде. Используется 14 индивидуальных классов КБМ.

Главное, что привязка полиса к водителю обеспечит повышение стоимости полиса ОСАГО в случае отсутствия ограничений водителей, допущенных к управлению автомобилем.

Важно знать :

  1. Теперь страховщик не вправе самостоятельно рассчитывать КБМ. РСА обязан разработать и внедрить электронную автоматизированную систему, обеспечивающую в реальном режиме времени расчёт КБМ для каждого водителя. При покупке полиса водителем данные о его расчётном коэффициенте будут в автоматическом режиме переданы в страховую компанию, оформляющую полис ОСАГО. Введённый порядок, по мнению экспертов и законодателей, направлен на исключение злоупотреблений страховыми компаниями при расчёте цены продаваемого полиса.
  2. В настоящее время свой коэффициент любой водитель может узнать на сайте РСА по данным действующего полиса или полиса, срок действия которого истёк не более года назад. При оформлении полиса вы вправе потребовать от сотрудника страховой компании проверить по базе РСА ваш индивидуальный КБМ и использовать его при расчёте стоимости ОСАГО.

Изменение ОСАГО № 10. Кто может ездить без ОСАГО

Владельцы транспортных средств, максимальная скорость которых по их техническим возможностям не может достигать более 50 км в час, не обязаны приобретать полис ОСАГО (ранее 20 км в час).

Водители транспортных средств, имеющие технические характеристики, согласно которым на эти средства не распространяются требования о допуске транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении по дорогам общего пользования и (или) проведению государственной регистрации, полисы также не приобретают.

Изменение ОСАГО № 11. Кто не вправе получить выплату за аварию

Новые правки закона об ОСАГО не позволяют представителю потерпевшего водителя получить за него выплаты, компенсирующие ущерб, понесённый при аварии автомобиля. Теперь теряется смысл выкупа автомобильными коллекторами у владельцев повреждённых авто их права на возмещение ущерба (деньги все равно не выплатят на вполне законных основаниях).

Заключение или что год 2017-й нам готовит

Несмотря на проведение реформ ОСАГО, остаётся неясным большое количество вопросов. Поэтому нельзя исключать, что после применения нововведений ОСАГО потребуются дополнительные реформы.

А пока следует обратить внимание на следующие новшества в ОСАГО.

Сроки ремонта по ОСАГО

Новый закон изменил срок предоставления машины для повторной экспертизы. Данная норма оговаривает, что в случае непредставления автомобиля для проведения первичной независимой экспертизы, водитель обязан в течение 7 рабочих дней доставит автомобиль для повторной экспертизы (ранее было 20 дней).

Ответственность за нарушение срока ремонта повреждённого авто и его качество возложена не на ремонтную организацию, проводящую «лечение» вашего «железного коня», а на страховую компанию, оформившую на правление на ремонт.

Закон ОСАГО с последними изменениями 2017 имеет много неясностей, а также положительных и отрицательных моментов. А вот чего же больше, покажет время применения на практике всех положений нового закона.

А на риторический вопрос «Что делать?» есть пока простые ответы:

  1. Основательно знать ПДД, например, помнить, что прежде чем совершить манёвр, надо обязательно включать поворотник.
  2. Передвигаться на автомобиле следует только с соблюдением всех без исключения норм ПДД, не совершать аварий и не попадать в них.
  3. Помнить пословицу «тише едешь – дальше будешь». При этом «дальше будешь» не от того места до которого едешь, а от больницы, тюрьмы или погоста (тьфу, тьфу).

Удачи за рулём и храни вас господь при всех поездках.

Продолжают рассмотрение поправок к закону об ОСАГО. Изменения предполагают, что после ДТП приоритет будет отдаваться натуральному, а не денежному возмещению ущерба, то есть ремонту автомобиля. Основной эффект, который, как предполагается, будет достигнут после вступления поправок в силу, - это уход с рынка многочисленных мошенников - так называемых автоюристов. Они могут исчезнуть практически сразу после начала действия обновленного закона.

Основное нововведение, которое заработает, как планируется, уже в самое ближайшее время, заключается в том, что при возмещении ущерба от ДТП приоритет будет отдаваться ремонту автомобиля, а не выплате денежной компенсации.

В первом чтении соответствующий документ был принят нижней палатой парламента еще в конце 2016 года. С тех пор депутаты, а также представители и внесли ряд новых изменений и предложений. К примеру, по данным , в новой версии закон запрещает страховым компаниям при ремонте автомобиля использовать бывшие в употреблении и восстановленные запчасти.

Кроме того, согласно документу, минимальная гарантия на ремонт должна составлять шесть месяцев, а на кузовные работы с использованием лакокрасочных материалов - 12 месяцев. Срок ремонта не должен превышать 30 дней, а дорога до сервиса от места ДТП либо места жительства потерпевшего - 50 километров, автомобили младше двух лет нужно ремонтировать только на официальных дилерских сервисах. В случае когда найти автосервис, соответствующий требованиям закона, не представляется возможным, потерпевший может согласиться на другую станцию техобслуживания или же потребовать денежную выплату.

Возможность получить деньги в законе останется - в тех случаях, когда автомобиль не подлежит восстановлению; если цена ремонта выше страховой суммы либо максимума по европротоколу; если повреждено иное имущество; по письменному соглашению со страховщиком; при последствиях ДТП, требующих значительных затрат (смерть, причинение тяжкого вреда или вреда средней тяжести).

Страховщики идут навстречу

Страховщики не во всем поддерживают нововведения, но готовы идти на уступки. Так, они уже согласились исключить из своих расчетов коэффициент износа запчастей и взять на себя ответственность за качество ремонта, проведенного в рамках компенсации по ОСАГО, писала .

«В целом есть моменты, которые нас не устраивают, - рассказали изданию в Российском союзе автостраховщиков (РСА). - Но мы заняли такую позицию, что версия закона, которая согласована Банком России и Минфином, является приемлемой. Хотя ее во многом и перекроили от изначальной версии в пользу автовладельцев. Но мы поддерживаем саму идею и готовы уступать в пользу потребителей».

В первую очередь страховщики идут навстречу новому закону потому, что он действительно поможет справиться с засильем автомошенников. На рынке автострахования действует огромное число так называемых автоюристов. Правда, чаще их называют «черными» или «серыми автоюристами», поскольку их деятельность к настоящей защите интересов автовладельцев относится весьма опосредованно.

Ранее рассказывала о схемах, которые применяют «черные автоюристы», и о том, какой ущерб они наносят отрасли. Самая распространенная схема: криминальные группы, прибывая на место ДТП, пользуются шоковым состоянием пострадавшего водителя и предлагают переуступить им права требования или оформить на них доверенность с правом получения всех выплат по страховому случаю. После этого посредник подает иск в суд, без досудебного рассмотрения дела. Однако страховщик не видит попавшую в ДТП машину и потому не может точно определить размер ущерба. Сумма выплат, которую получает при этом «автоюрист», оказывается в разы выше, чем та, что получил автовладелец, а страховая оплачивает штрафы, пени и ремонт по завышенной стоимости. В результате в минусе остаются и автовладелец, и страховая.

По данным Российского союза автостраховщиков, ущерб от мошенничества в ОСАГО в 2016 году составил 40 миллиардов рублей.

Кто останется в плюсе

Новые правила должны были заработать с 1 марта 2017 года. Но принятие поправок затянулось - «Коммерсантъ», в частности, писал, что даже если поправки будут приняты, процедурные вопросы решить в установленный срок не удастся. Однако, по данным издания, в Центробанке считают реформу приоритетной, так что есть надежда, что откладывать ее слишком долго депутаты не станут.

Эксперты неоднократно подчеркивали, что реформа ОСАГО позволит оздоровить рынок автострахования. Выиграют при новом законе и автовладельцы, которые будут получать качественно отремонтированный автомобиль, и страховщики, которые будут оплачивать именно ремонт автомобиля, а не услуги криминальных «автоюристов».

В НАФИ заявляют, что практически сразу после вступления в силу поправок к закону об ОСАГО 90 процентов мошенников будут вынуждены уйти с рынка, а уже через три-четыре месяца восстановится отрасль обязательного автострахования, которая сейчас находится в кризисе. Общий коэффициент убыточности, который сегодня составляет свыше ста процентов, снизится до 80-85 процентов, полагают аналитики.

А вот затягивание вопроса с принятием поправок играет мошенникам на руку, считают эксперты: они либо начнут действовать более активно, чтобы уже сейчас «отработать» будущие потери, - либо у них будет время на то, чтобы придумать другие схемы обогащения. «Сегодня около 10-15 процентов от всего объема выплат по ОСАГО переходит в руки мошенников, что составляет порядка 40 миллиардов рублей в год; а ввиду подготовки автоюристов к «семи тощим годам» этот показатель может возрасти», - отмечают в НАФИ.

Нововведения, предложенные Минфином в отношении обязательного в начале года, предположительно вступят в законную силу в мае 2017 года. Стоит отметить, что многие автовладельцы против реформы ОСАГО, поскольку согласно новым условиям пострадавшее в результате ДТП лицо может рассчитывать только на проведение восстановительного ремонта за счет страховщика , выплата компенсационных средств утратит свою актуальность.

Планируемая процедура реализация реформы стала причиной возникновения множества споров относительно новых правил возмещения вреда, причиненного ДТП. Некоторые автомобилисты даже высказывают мнение, что полная отмена ОСАГО была бы выгоднее для собственников транспортных средств, нежели внесение поправок подобного рода. Несмотря на это, президент РСА И. Юргенс, ознакомившись с планом и особенностями нововведений, отметил их эффективность и актуальность.

Как отмечают представители Минфина, глобальное изменение условий полиса, станет новым этапом во взаимоотношениях между страховщиками и страхователями. Характер данных отношений подлежит изменению в корне, некоторые поправки требуют экстренного введения, что поможет избежать незаконных действий со стороны автомошенников, агрессии автоюристов. Реализация запланированных изменений будет осуществляться поэтапно, что будет максимально способствовать постепенной адаптации и оптимизации процесса реформирования.

Первый этап предполагает введение наиболее экстренных реформ, не терпящих отлагательств, последующий – осуществление действий и реализацию поправок, которые можно выполнить через определенное время.

Реализация первого этапа реформы ОСАГО

Большая реформа ОСАГО предполагает переход от денежного расчета к натуральному. На первом этапе ее реализации планируется внедрить в жизнь новое условие компенсации ущерба, предусматривающее не покрытие вреда в денежном эквиваленте, как это было ранее, а проведение восстановительного ремонта.

Дополнительная информация! Госдума поддержала предложение о внесении изменений в условия страхования авто ОСАГО, однако с некоторой оговоркой. Возмещение ущерба, причиненного ДТП, путем проведения восстановительного ремонта следует применять только к тем страхователям, которые заключили договор со страховой компанией по истечении месяца с момента обнародования рассматриваемых поправок посредством их опубликования.

Согласно прогнозам Минфина восполнение затрат пострадавшей стороны в натуральной форме будет производиться в 90% случаев. Особенностью данного аспекта является тот факт, что право выбора формы компенсации остается за страховщиками, то есть последние могут выполнить условия договора страхования как путем выплаты страховой суммы, так и посредством проведения ремонта по восстановлению автомобиля.

Следует ожидать, что последствия введения поправок будут по-разному восприниматься сторонами страхового договора. Так, страховщики получат возможность контролировать процедуру натуральной компенсации, таким образом, обезопасив себя от недобросовестных автомобилистов и мошенников, которые иногда пытаются обманным путем увеличить при наступлении страхового случая.

Выгоды страхователя

Что касается выгоды страхователя, то ее наличие в данном случае весьма сомнительно, поскольку последний полностью лишается возможности самостоятельно подобрать наиболее подходящие детали, контролировать процедуру проведения ремонта, а также качество выполнения работ. Следует отметить, что с этой стороны нововведение вряд ли можно назвать выгодным и эффективным для собственников поврежденных в результате дорожно-транспортного происшествия транспортных средств.

Глава Российского союза автостраховщиков настаивает на том, чтобы реализация процесса реформирования осуществлялась с учетом следующих условий:

  • собственникам авто должно предоставляться право выбора между денежной и натуральной компенсацией в случае невыполнения страховщиком основных условий проведения восстановительного ремонта;
  • страховая компания обязана предоставить страхователю направление на проведение восстановительных работ и варианты сервисных центров, которые последний вправе выбирать по собственному усмотрению;
  • перед выполнением условий договора по компенсации ущерба необходимо проводить независимую экспертизу ТС, на основаниях которой впоследствии будет осуществляться выплата средств или проведение ремонтных работ;
  • в случае натурального расчета страхователь обязан гарантировать качество запланированных работ, а также возможность контролировать их проведение.

По мнению главы РСА внедрение вышеперечисленных условий сделает процедуру реформирования безболезненной, а ее последствия более выгодными для владельцев ТС.

Дополнительная информация! По большой реформе ОСАГО процесс начался в начале 2017 года, второе чтение, результатом которого вполне может быть внесение новых поправок с учетом изложенных требований, запланировано на 15 марта нынешнего года.

К основным преимуществам реформы ОСАГО 2017 И. Юргенс относит отсутствие требования учитывать износ деталей во время проведения восстановительных работ. Так, если ранее при исчислении компенсации нужно было учитывать амортизационный износ транспортного средства и поврежденных в результате аварии деталей, то согласно проекту реформы ОСАГО данное требование не выдвигается.

Помимо изменений, связанных с переходом к натуральному расчету, на первом этапе предполагается увеличить размер страховой суммы по незначительным дорожно-транспортным происшествиям, которые разрешено оформлять без участия третьих лиц, вдвое. Действующий на данный момент лимит в 50 тысяч рублей планируется поднять до 100 тысяч, что, по сути, увеличивает шансы участников аварии, зафиксировавших факт ДТП в европротоколе, получить компенсацию вреда в полной мере.

Предложение поддержал Н. Тюрников, являющийся главой Ассоциации по защите прав автострахователей, а также представители Центрального банка, поскольку, по их мнению, осуществить качественный ремонт поврежденного во время столкновения ТС за 50 тысяч рублей просто невозможно.

Особенности второго этапа реформы по ОСАГО

Вторая группа поправок включает пункты, внедрение которых планируется провести после реализации глобальных изменений в автостраховании ОСАГО.

К новшествам второго плана относят: