Понятие виды и особенности формирования территориальной агломерации. Развитие городских агломераций. Крупнейшие агломерации в России

Всплеск интереса к агломерациям в России обусловлен рядом причин, связанных с ролью городов в современном обществе, с возникновением новых процессов развития крупных городских систем. Сегодня, в посткризисное время, эта проблематика приобретает особо приоритетное значение, что связано с проведением в России новой территориальной политики, предполагающей формирование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе, особенно в контексте ухода от сырьевой модели экономического роста.

В.В. Путин в статье «О наших экономических задачах» (январь 2012 года) отметил, что «освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Расширение «агломерационного радиуса» наших городов в 1,5-2 раза увеличит доступную территорию в несколько раз. Это позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20-30%. Это позволит также значительно поднять и доходность пригородного сельского хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора».

Специфика нашей страны, это - масштабность пространства, последовательность формирования государственной территории, степень освоенности, уровень социально-экономического развития и сформированности систем городов, пространственным рисунком расселения, ход урбанизации и т.д.

Данные Всероссийской переписи населения 2010 года, показывают, что Россия остается урбанизированной страной. Доля городского населения в 2010 году составила 73,7% (против 73,3 переписи 2002 г.). Численность населения при этом сократилась в 63, но в 20 регионах увеличилась, при этом внутрирегиональная динамика численности показывает, что областные центры по-прежнему активно интегрируют сельское население. Так, в Красноярском крае с 2002 г. численность населения сократилась на 137,8 тыс. человек (на 4,6%), в то время как количество жителей Красноярска за этот же период выросло на 65,3 тыс. (7,2%) - до 974,7 тыс. Городом-миллионником Красноярск стал в 2012 году.

Процесс урбанизации в России также имеет свои особенности, обусловленные слабым рынком земли и недвижимости, централизованным планированием. Переход к рыночным отношениям вызвал серьезные изменения в развитии городов. Так, спад промышленного производства привел к резкому росту безработицы, неполной занятости населения и бедности в крупных городах. В результате города стали местами концентрации социальных проблем. Кроме того, конец эпохи индустриализации и быстрое развитие сектора услуг положили начало этапу субурбанизации, который в России происходит более быстрыми темпами, чем в странах, где данный процесс происходил эволюционно.

Отличительной особенностью развития российских городов является маятниковая миграция: жители пригородов вынуждены искать работу в городе, а горожане, наоборот, начинают постепенно приобретать недвижимость за городом, где сохраняются обширные пространства, занятые дачными участками. Часть из них используется лишь в летний период, часть перестраивается и превращается в полноценные загородные дома, предназначенные для круглогодичного проживания.

В последние годы субурбанизация в России характеризуется наличием двух параллельных процессов. С одной стороны, дачные поселки перестают быть лишь местом летнего отдыха и источником продуктов питания, они начинают застраиваться домами для круглогодичного проживания. С другой стороны, наблюдаются активная застройка свободных земельных участков в пригородах коттеджами и образование поселений другого рода. Различие данных процессов заключается в том, что в первом случае речь идет в основном об индивидуальном жилищном строительстве, осуществляемом владельцами или арендаторами земельных участков для собственных нужд.

Российская субурбанизация также имеет свои особенности. Так, если в европейских странах городские жители, переезжая в пригороды, продавали свое жилье в городе, и загородный дом для них становился основным местом жительства, то в России, как правило, он становится вторым домом, поскольку, переезжая в коттедж, люди предпочитают сохранять городские квартиры.

Агломерационные процессы в России развиваются в нескольких направлениях. Среди официально заявленных проектов агломераций наиболее динамично развиваются и изучаются ситуации в центральной части России. В то время как Западная и Восточная Сибирь имеют иные масштабы пространств, иной рисунок городской сети. В Европейской части сеть городов охватывает почти все пространство, образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения. Из городских агломераций России, выделенных П.М. Поляном и Т.И. Селивановой более 80% находятся в Европейской части, где сеть городов охватывает почти все пространство, образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения.

Концентрация населения в агломерациях дает возможность использовать фактор численности населения как средство социально-культурного и торгового развития, потому что рост числа жителей, переваливающий за миллион, делает эти поселения инвестиционно привлекательными для прихода сюда крупных торговых сетевых структур, приносящих широкий ассортимент товаров и услуг. Каждый из городов агломерации в отдельности не способен обеспечить экономическую выгодность существования мощных развлекательных и культурных учреждений и, как следствие, разнообразие форм досуга, развлечений и информации, экономически привлекательную среду для малого бизнеса и т.п., и лишь объединение их в рамках единой структуры управления способно инициировать реализацию крупных инвестиционных проектов. Кроме того, агломерации создают более гибкий рынок рабочей силы, так как предоставляют отдельному человеку более широкий выбор мест приложения труда и стимулируют его к тому, чтобы переучиваться и адаптироваться к изменяющемуся балансу возникающих, «сжимающихся» и расширяющихся видов деятельности.

В настоящее время большой интерес вызывают перспективы формирования и развития крупных городских агломераций Сибири, поскольку потребность Сибири и Дальнего Востока в крупных центрах по сравнению с западной частью России гораздо больше. Так, в «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации», указывается на то, что «для реализации экономического потенциала Сибири необходимо транспортное и энергетическое обеспечение комплексного развития всех крупных городов и агломераций (Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул) как опорного каркаса расселения в «коридоре» от Поволжья до Дальнего Востока с учетом укрепления международного железнодорожного транспортного коридора между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, обустройства пограничных переходов на границе с Китаем, Монголией и Казахстаном».

Таким образом, городские агломерации - это сложный и комплексный объект, особенностью которого является наличие тесных экономических, социальных, экологических взаимосвязей между входящими в него территориями. Главные преимущества агломерации - возможность для всех ее жителей пользоваться услугами, доступными в крупных городах, и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы.

Уникальные стартовые позиции с точки зрения как социальной и экономической подготовленности территорий, так и протекающих там естественных процессов развития и объединения городских образований, имеют потенциальные сибирские агломерации.

Целенаправленное формирование современных городских агломераций в Сибири с высоким качеством урбанистической среды позволит замедлить процесс миграции населения в европейскую часть России и привлечь трудовые ресурсы из ближнего зарубежья. Именно сибирские города-миллионеры могут стать реальными «узлами» социально-культурного и экономического каркаса, соединяющего европейскую и азиатскую части страны. В этом смысле стратегии развития городских агломераций Сибири имеют не только региональный, но и государственный масштаб.

Агломерация – это компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенная в сложную локальную систему многообразными связями – трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала.

Сближенность городов и поселков в агломерации, высокая плот­ность их сети, благоприятствуют их интенсивному и эффектив­ному взаимодействию

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички боль­шого города, который, становясь центром агломерации, созда­ет систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

Развитие агломерации «от района» характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притяги­вает к себе объекты не местного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развиваются наука и конструкторско-проектное дело, сосредо­точиваются предприятия стройиндустрии и транспортные организации

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «про­фессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители по­селка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-цен­тром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агло­мерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра раз­личия между агломерациями описанных двух категорий ослабе­вают, хотя остается существенная разница в характере исполь­зования территории. В агломерациях промышленных районов (добывающей промышленности) значительные площади заня­ты отвалами, складами, подъездными путями, целиками

Основные свойства и особенности агломераций. Будучи зако­номерным результатом эволюции расселения, постгородской ста­дией его развития, агломерации не возникают автоматически. Их формирование (агломерирование) - географически выбо­рочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно остаться разнообразным, поскольку неод­нородны интересы различных слоев населения. Агломерации различаются по преобладающим видам деятельности, величи­не, степени зрелости.

Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района». Формирование агломерации «от города». По достижении опре­деленного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народнохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах разви­тия - территории, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчер­панными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряже­но с негативными последствиями.

Городские агломерации начали появляться с давних времен. Они образуются и растут и по сей день. Стоит объяснить, что означает термин «агломерация». Самое простое определение: «агломерация - это компактная пространственная совокупность поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями».

Вопрос создания городских агломераций в последнее время стал одним из самых актуальных и часто обсуждаемых. Причем интересует он самые широкие слои населения. По данной теме проводятся научно-практические конференции, издаются специальные выпуски журналов, проходят заседания региональных правительств. Данный вопрос оказался у всех на слуху после того, как Минрегион в 2007 году заявил, что крупные городские агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития России.

Если крупные города были названы чудовищами, приговорёнными к непрерывному росту (по выражению французских географов Ж. Божё-Гортье и Ж. Шабо), то агломерации - близкие скопления городов - являются настоящими титанами. Многих такой рост пугает, результатом чего служит яростная критика таких образований. Агломерации считают результатом несистематичного роста городов, растекающемуся как маслянистое пятно. Разбухающий мегаполис, поглощающий скопление окружающих его поселений-спутников уподобляют губительным болезням или стихийным силам природы. Это как сошедшая лавина или неудержимое наводнение, сметающее все, что станет на пути. Исследователь агломераций Мишель Руж назвал агломерации «раковой формой градостроительных образований».

Известны и обратные точки зрения. Агломерации описываются как оптимальные формы современного расселения, с глубоким будущим, полагая, что они решат проблему несистемных расселений и улучшат жизненные условия.

Диапазон мнений, сильный разброс оценок отнюдь не случайны. Это объясняется тем что, как и город, агломерация -- очень противоречива в своей сути и соединяет, и очевидные отрицательные, и несомненно положительные черты.

Несмотря на то, как люди воспринимаю агломерации, они - неизбежная реальность, следующая законам развития. На сегодняшний день во многих странах, не города, а городские агломерации -- основная форма расселения. И они продолжают множиться в числе и размерах. По оценкам московского проектного института «Гипрогор», 34 наиболее крупные агломерации России, занимая только 153,7 тыс. км2, сосредоточивают 50,5 млн. человек, т.е. 1/3 населения страны.

Главные преимущества агломерации - возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах, и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы.

Надо сказать, что в России сегодня обсуждаются перспективы Московской, Иркутской, Красноярской, Челябинской, Владивостокской, Томской и других агломераций. В любом случае интерес к агломерациям - это интерес к поиску дополнительных возможностей развития вне рамок формальных административно-территориальных границ. В современных условиях агломерация дает возможности для повышения эффективности использования трудового потенциала, наращивания человеческого капитала, повышения качества жизни. А это мощные факторы роста конкурентоспособности и привлекательности территориальных систем.

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей.

Таковы городские агломерации - быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Можно сказать, что «глобальные города»-агломерации стали центрами современного мира стали «глобальные города» - агломерации, наделенные колоссальными финансовыми и политическими функциями. Ни одно государство не может быть в числе лидеров, если не имеет хотя бы одного «глобального города». Даже поверхностное знакомство со статистикой позволяет понять, что экономический потенциал глобальных городов огромен. Их первая десятка дает свыше 1/10 всего ВВП мира .

Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов» . Однако наиболее употребляемое понятие «городская агломерация».

В настоящий момент нет общепринятого определения городской агломерации. Между тем понятие агломерации значимо не только для теоретиков, но и для практиков, которым в конкретных случаях необходимо определять, относится ли некоторая территория (поселение) к агломерации. От ответа на этот вопрос зависит не только формирование стратегий, но и элементарная статистика.

Термин агломерация (от лат. agglome-rare - присоединять, накоплять) - англ. agglomeration; нем. Agglomeration, применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В экономической географии разных стран данное понятие определяется различными терминами. Общим для всех этих понятий является то, что все они характеризуют совокупность населенных пунктов, между которыми существуют функциональные связи. При этом во всех странах установлены четкие критерии, по которым то или иное скопление населенных пунктов можно отнести к городским агломерациям.

Необходимо разобраться в природе городской агломерации, с этой целью, рассмотрим критерии, по которым скопления населенных пунктов относят к агломерациям.

Этими критериями обычно являются численность населения центрального города, объемы маятниковых миграций, плотность населения территории.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Рассмотрим данные в литературе определения слову «агломерация».

В отечественной географии под агломерацией понимают скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Данное определение было сформулировано в конце 50-х - начале 60-х гг. Г. М. Лаппо и В. Г. Давидовичем , а затем закреплено в Большой Советской Энциклопедии.

По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация - система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации - это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

В соответствии с определением, агломерацию отличает общность повседневной жизни населения ее территории, наличие ежедневных трудовых маятниковых миграции в будние дни, использование единого набора рекреационных объектов по выходным.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации - дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других - ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Харченко К. В. подчеркивает, что внешний контекст понятия агломерации очерчивается понятиями город, окраина, пригород, сельская местность, регион. В пространственном отношении агломерация включает весь пригород (реже отдельные пригородные зоны) и часть сельской местности (в зависимости от ориентаций ее жителей), т.е. некоторую долю территории региона. В содержательном плане жизнь в пределах агломерации может не отличаться от жизни на городских окраинах .

Иногда пространственный аспект агломерации определяют через единство признаков приближенности и отдаленности по отношению к городу-ядру. Так, Е.Н. Королева отмечает, что «в отечественной науке под агломерацией понимается территориальная группировка городских и сельских поселений, сближенных, но разделенных пространственными разрывами» . Все же развитие транспортных и информационных коммуникаций приводит к тому, что фактор близости расстояния перестает играть ключевую роль в определении профиля территории: входить в агломерацию могут и относительно удаленные поселения. Отдаленность - также не характерный признак, поскольку интенсивное строительство как в городе, так и в пригороде приводит к сокращению разрывов между поселениями.

Трудность в определении понятия агломерации состоит в том, что мнения на этот счет тяготеют к двум полюсам: является ли агломерация сплошной территорией вокруг города-ядра или же она представляет собой совокупность очагов городской среды среди сельской местности.

Выбор определенной позиции на этот счет важен постольку, поскольку определяет дальнейшее понимание агломерационных процессов. Так, вопрос состоит в том, можно ли признать роль субъективного фактора (представлений жителей) в определении внешней границы агломерации, а также в том, какой признак отнесения территории к агломерации является первичным, территориальный или функциональный. В первом случае во главу угла будут поставлены пространственные факторы, а во втором - социальные (специализация территории, род занятий населения, соотношение между работающими и проживающими на данной территории).

С формальной точки зрения к агломерации можно отнести некоторую сплошную территорию, отвечающую одному из следующих признаков:

транспортная доступность в течение определенного времени, например, одного часа ;

административное соответствие нескольким муниципальным районам, прилегающим к району города-ядра.

Данный подход имеет право на существование, поскольку предлагает четкие объективные критерии. Все же сфера его применения - макромасштаб, например, рамки стратегии развития региона. Если же опуститься на уровень ниже, понимание агломерации как сплошной территории обнаружит целый ряд недостатков.

В пригородную зону входят территории, существенно различающиеся по своему назначению. Помимо поселков с городским укладом жизни, это могут быть следующие типы территорий:

села, население которых занято в аграрной сфере, ничем не отличающиеся от удаленных районов;

дачные поселки, в которых большинство строений пригодны лишь для сезонного проживания;

коттеджные поселки, т.е. благоустроенное «второе» жилье;

иные территории индивидуального жилищного строительства (например, дома молодых семей - участников ипотечных программ; единственное жилье, предназначенные для постоянного проживания).

Понимание агломерации как совокупности очагов городской среды добавляет к определению данного понятия такой характерный признак, как непостоянство внешних границ. Это означает, что с течением времени в орбиту города-ядра могут включаться новые поселения (теоретически возможен и обратный процесс), и при этом определяющим фактором будут не административные решения, а совокупная воля людей как результирующая действий индивидов.

Качественным признаком агломерации является объединение входящих в нее поселений в динамичную систему многообразных связей. Характер этих связей определяет, будет ли агломерирование территории социальной проблемой или же источником экономического роста.

Наиболее типичная связь для российских агломераций - маятниковая миграция большинства населения, направленная в сторону города-ядра. Отметим, что собственно маятниковая миграция не должна быть «качественным признаком» агломерации в силу отрицательных эффектов -лишних затрат времени людей, нагрузки на природную среду. Более того, избегать маятниковой миграции нужно даже в границах собственно города, развивая рабочие места и социальную инфраструктуру на окраинах .

Для российских реалий признак транспортной доступности является определяющим в формировании агломерации: в самом деле, без развитого общественного транспорта маятниковая миграция исчезнет, и если поселение не сможет быть самодостаточным, оно исчезнет по причине миграции в строгом смысле этого слова.

В настоящее время все большую актуальность приобретает экономический, институциональный анализ агломерационных процессов, анализ и прогнозирование внешних эффектов. Процессы агломерации в институциональном значении характеризуются следующим образом. Агломерация предполагает создание принципиально новой системы управления территориальным развитием и планированием. Агломерация предполагает выстраивание договорных отношений самостоятельных муниципалитетов относительно предметов общего интереса, например общих экономических или инфраструктурных процессов. Мировой опыт свидетельствует, что агломерации, создаваемые по административной инициативе, как правило, неустойчивы и распадаются при завершении административного вмешательства и финансирования.

В качестве основных способов ускорения агломерационных процессов в публикациях называются :

* форсированное развитие транспортных и коммуникационных инфраструктур, создание общих логистических центров;

* координация системы территориального развития и использования земель, согласованная экологическая политика;

* реализация проектов, направленных на расширение «узких мест» в ресурсном обеспечении агломерации (обеспечение стройматериалами, электроэнергией, водой и др.);

* развитие социокультурного пространства.

Формирование крупных современных агломераций обеспечивает следующие эффекты. Во-первых, агломерация увеличивает для населения возможность доступа к научной, производственной и культурной информации, возможность выбора вида работ, доступа к учебным, медицинским и культурным заведениям. Во-вторых, эффект масштаба для региональной экономики, современные форматы торговли, перспективные производства товаров потребительского рынка и, что самое важное, - сектор услуг. Возникновение агломерации создает как возможность прихода в регион крупного бизнеса, так и возможности для местных компаний дорасти до уровня лидеров рынка.

В-третьих, создание емкого и разнообразного рынка труда. У людей появляется возможность быстро найти работу, отвечающую их квалификации и личной жизненной стратегии. В-четвертых, «инфраструктурный эффект», который имеет важнейшее значение.

Проекты строительства новых энергомощностей, мощных транспортных комплексов - портов, аэропортов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов - оправданы и имеют большую экономическую отдачу именно для агломераций. То же касается образовательной и особенно инновационной инфраструктуры.

Положительные эффекты агломерации описаны в публикациях Losch A., 1944, Maier G., Todtling F., 1992, Giffinger R., 2004 и др.

В результате создаются условия ускоренного социально- экономического развития территорий, что позволяет «ядрам» агломераций повысить собственный статус в городской и региональной иерархии.

Необходимо так же сказать, что современные российские агломерации - дети советской системы. Тогда города часто основывались в труднодоступных районах, богатых нефтью и газом, обеспечение их функционирования чрезвычайно затратно. Большое число городов имеет единственное градообразующее предприятие. Ряд мегаполисов имеет крупные промышленные объекты, расположенные в центральных районах. Вокруг многих городов находятся дачные поселки.

Но нашим агломерациям присущи и общемировые черты: развитие рынка земли и недвижимости, отражающего реальную стоимость объектов в различных районах; постепенное выведение крупных промышленных производств на окраины; развитие транспортного сообщения между центром и окраинами; другие приспособления городской среды к нуждам населения.

Необходимо отметить, что при обсуждении перспектив образования агломераций в России существенно меньшее внимание уделяется исследованию отрицательных внешних эффектов агломерации. Это мешает систематизировать практический опыт в целях регулирования и прогнозирования агломерационных процессов. В этой связи представляют интерес результаты исследований социально-экономической реструктуризации, происходящей в городе Перми и соседних муниципальных районах.

Итак, городская агломерация -- компактная пространственная группировка поселений, объединенных многообразными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра. Среди поселений, входящих в агломерацию, часто фигурируют города-спутники.

К основным признакам агломерации относятся:

Плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек);

Маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб;

Доля работающих вне места жительства;

Количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром;

Число телефонных разговоров с центром;

Производственные связи;

Связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.)

к. геогр. н., доцент, зав. кафедрой Сыктывкарского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ И МЕГАЛОПОЛИСОВ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Характерной особенностью современной урбанизации является формирование агломерированных форм городского расселения, концентрирующих управленческие, финансовые и человеческие ресурсы. Процесс городского агломерирования развёртывается там, где складываются наиболее благоприятные условия для формирования групповых форм городского расселения. Суть городского агломерирования состоит в получении синергетического эффекта от объединения возможностей и имеющегося потенциала вовлечённых в этот процесс городских и сельских населённых пунктов, расширения границ рынка сбыта продукции и совместного планирования развития инфраструктуры.

Роль агломерированных форм городского расселения существенно возрастает в условиях России с её обширными пространствами и расстояниями. В условиях дефицита центральных поселений процесс агломерирования происходит не только вокруг больших городов, но и на основе средних и «полусредних» городов. О том, что формирование агломерации не зависит от величины города-ядра, свидетельствует не только отечественный, но и зарубежный опыт экономически развитых стран, где новые городские агломерации создают на основе разработки совместного плана развития и функционирования входящих в их состав поселений. Это позволяет объединить общие усилия и конкурентные преимущества небольших поселений по формированию ареала интенсивного развития и полюсов экономического роста.


Экономическая и социальная структура городских агломераций формируется под влиянием исторических, административных, экономико-географических, экономических, организационно-управленческих и институциональных факторов . В процессе перехода к рыночной модели экономики городские агломерации превращаются в специфические экономические субъекты, самостоятельно выполняющие функции управления довольно обширными территориями, обеспечивая решение проблем социально-экономического развития не только окружающих сельских территорий, но и региона в целом. В новых экономических условиях целенаправленное формирование городских агломераций должно рассматриваться в качестве ведущего фактора модернизации российского пространства.

Важным фактором развития городских агломераций, задающим их лидирующие позиции в системе городского расселения, является сочетание в них ведущих отраслей хозяйства и прогрессивных видов экономической деятельности. Присущая им расширенная сфера приложения труда способствует концентрации экономически активного населения, диверсификации экономики и интенсификации городского образа жизни. Благодаря этому городские агломерации становятся средоточием важнейших экономических и транспортно-распределительных связей, фокусными точками регионов и узлами опорного каркаса территории страны.

В формировании городских агломераций в России ведущую роль играют большие города, в которых концентрируется подавляющая часть демографического, трудового, социального, экономического, промышленного, инновационного, научного, образовательного, историко-культурного и рекреационного потенциалов страны. По данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в границах современной России было всего 7 городов людностью более 100 тыс. человек, в которых проживало 29,5 % всего городского населения. С 1926 по 1991 г. число больших городов увеличилось с 20 до 168, или в 8,4 раза, а их удельный вес в общем количестве российских городов – с 4,3 % до 15,9 %. В постсоветское время численность проживающих в городах возрастала главным образом за счёт административно-территориальных преобразований и реализации муниципальной реформы. В период между переписями населения 2002 и 2010 гг. удельный вес проживающих в городах в общей численности городского населения России увеличился с 90,1 % до 92,6 %. При этом в урбанистической структуре городов возросло значение больших городов, в которых ныне концентрируется 72,0 % горожан (табл. 1).

Таблица 1. Большие города в городской сети Российской Федерации в гг. (по данным всеобщих переписей и текущего учёта населения).

Число городов

Численность населения городов,

тыс. человек

Средний размер,

тыс. человек

больших, %

больших, %

По данным Росстата. Полужирным шрифтом выделены данные всеобщих переписей населения.

Несмотря на то, что в период между переписями 2002 и 2010 г., число городов этой категории людности сократилось с 167 до 164, численность проживающих в больших городах в абсолютном выражении увеличилось с 68,2 млн. до 70,2 млн. человек, а в относительном выражении – с 71,1 % до 72,0 %. При этом наиболее существенно повысилась роль крупнейших городов, представленных городами-полумиллионниками и миллионниками. В рассматриваемый межпереписной период общее число городов этих групп людности увеличилось с 33 до 37, численность проживающих в них горожан – с 39,9 млн. до 44,0 млн. человек, а удельный вес в населении городов – с 41,5 % до 45,1 %. Одновременно с этим с 2005 г. наметилась устойчивая тенденция увеличения среднего размера городов всех категорий людности и особенно больших городов.


Предпосылки городского агломерирования начали складываться в России во второй половине ХIХ века в ходе развития и углубления капиталистических отношений, которые способствовали ускорению индустриализации, бурному железнодорожному строительству, расширению городской сети и динамичному росту больших городов. В эти годы зародилась и обрела характерные признаки единственная в дореволюционной России Петербургская агломерация, сформировавшаяся вокруг тогдашней столицы Российской империи. По мере роста и укрепления столичного статуса Санкт-Петербург обрастал городами-спутниками. Среди них выделялись царские резиденции Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина и Ораниенбаум, промышленные центры Колпино и Сестрорецк, города-крепости Кронштадт и Шлиссельбург.

Подавляющее большинство ныне существующих российских агломераций возникло и сформировалось в 30-е – 80-е гг. ХХ века. Мощным импульсом развития агломерационных процессов стала ускоренная индустриализация страны, начавшаяся в середине 1920-х гг. Индустриализация вывела на первый план бывшие губернские центры и многие старые города, крупные фабрично-заводские посёлки, порты и другие поселения с выгодным транспортно-географическим положением. Их динамичный экономический и демографический рост, сопровождавшийся усилением многофункциональности, предопределил расширение ареала их влияния и потребность в появлении новых поселений-спутников.

Процесс городского агломерирования, прерванный в годы Великой Отечественной войны, вновь активизировался в послевоенный период в связи с восстановлением разрушенного войной народного хозяйства в западных регионах страны и ускоренным развитием тыловых районов Урало-Поволжья и юга Сибири, куда были эвакуированы промышленные предприятия и жители оккупированных территорий европейской части страны. Между тем период наиболее динамичного развития городских агломераций и интенсификации урбанизационных процессов пришёлся на 60-80-е гг. ХХ века, когда на фоне устойчивого роста экономики началось широкомасштабное хозяйственное освоение районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Рост сети городских агломераций и субцентров в периферийной зоне сопровождался формированием пригородов, интенсификацией связей между городом-ядром и поселениями-спутниками, расширением территориальных границ площадей урбанизированных и субурбанизированных территорий.

Многие города, вокруг которых в советское время сформировались городские агломерации, превратились в признанные центры производства и расселения окружающих их территорий. Их ускоренное развитие в качестве городов-центров агломераций происходило за счёт использования выгод экономико-географического положения и преимущественного социально-экономического развития в ходе развёртывания промышленных узлов, локальных и программно-целевых территориально-производственных комплексов. К концу ХХ века агломерация стала ведущей формой городского расселения в России. Её востребованность в российских условиях объясняется тем, что углубление урбанизации и дальнейшее развитие транспортных магистралей является одним из эффективных средств преодоления специфических для России обширных пространств и расстояний между населёнными пунктами.

В 1990-е гг. интенсивность процесса городского агломерирования существенно снизилась в результате смены вектора экономического развития под влиянием рыночных преобразований и постиндустриальной трансформации экономики, сопровождавшейся спадом промышленного производства и кризисом городов. Вследствие этих и других причин практически прекратился процесс формирования новых агломераций, который усугубили депопуляция городского населения и сокращение притока сельских жителей. Одновременно с этим в постсоветский период наметились новые тенденции развития городов и городских агломераций, обусловленные главным образом постиндустриальной трансформацией городского хозяйства и административно-территориальными преобразованиями в рамках муниципальной реформы. Влияние этих двух факторов городского агломерирования отразилось в стягивании населения в крупнейшие города и агломерации (главным образом за счёт жителей малых городов и посёлков городского типа), расширении зоны тяготения городов-ядер на фоне интенсификации связей с пригородами и поселениями-спутниками, включения городов, посёлков городского типа и сельских населённых пунктов в городскую черту крупных городов. Несмотря на ухудшение условий для развёртывания новых городских агломераций, в постсоветское время наметились некоторые положительные тенденции городского агломерирования, связанные с укреплением существующих агломераций. Среди них следует отметить активизацию процесса субурбанизации в связи с резко возросшими темпами коттеджной застройки субурбанизированных территорий и создания несельскохозяйственных поселений-спутников, автомобилизации и транспортной мобильности населения.

В последние годы в рамках зарождающихся тенденций предпринимаются меры по углублению агломерационных процессов на всех уровнях управления, включая федеральный, местный и муниципальный. Федеральное правительство регионального развития РФ и Министерства экономического развития РФ планирует поддержку агломерационных процессов в рамках реализации программ и проектов создания мегалополисов, «опорных городов» и городов-спутников. Местные и муниципальные власти Алтайского (Барнаульская агломерация в составе города Барнаула, Новоалтайского и Первомайского районов), Красноярского (Красноярская агломерация в составе городов Красноярска, Дивногорска, Сосновоборска, Берёзовского, Емельяновского, Манского и Сухобузимского районов) и Приморского (Владивостокская агломерация в составе городов Владивостока, Артёма и Уссурийска) краёв, Вологодской (Вологодско-Череповецкая агломерация в составе городов Вологды, Череповца, Грязовца, Сокола, Кадникова, посёлков городского типа Шексна и Чебсара), Иркутской (Иркутская агломерация в составе городов Иркутска, Ангарска и Шелехова), Новосибирской (Новосибирская агломерация в составе городов Новосибирска, Бердска, Оби, посёлков городского типа Кольцово и Краснообск, Новосибирского района), Ростовской (Ростовская агломерация в составе городов Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Таганрога, Аксая, Батайска и Азова) и Томской (Томская агломерация в составе городов Томска и Северска, Томского и Шегарского районов) областей планируют добиться официального признания статуса агломераций формирующимся на их территориях системам городского расселения. В ряде регионов предпринимаются попытки сформировать укрупнённые муниципальные образования по подобию статистических метрополитенских округов, объединяющие в своём составе большую часть поселений формирующейся агломерации.

В России отсутствует официальный статистический учёт агломераций под эгидой Росстата. Поэтому оценки состава и численности агломерации являются экспертными и авторскими. Различие критериев и методик выделения городских агломераций делают данные об их величине и составе малопригодными для сопоставлений и объективного анализа. По нашим расчётам, на территории России сформировались или находятся в стадии формирования 12 крупнейших (на базе городов-миллионников), 24 крупные (на базе крупнейших городов), 55 средних (на базе больших городов) и 7 малых (на базе средних городов) городских агломераций. В городах-ядрах 98 крупнейших, крупных, средних и малых агломераций сосредоточено 60,3 млн. горожан, а с учётом всего урбанизированного и субурбанизированного населения – около 90 млн. человек, что составляет 63,1% всего населения России (табл. 2).

В настоящее время в России насчитывается 23 городские агломерации с численностью населения свыше 1 млн. человек. Их ядрами выступают 12 городов-миллионников и 11 городов-субмиллионеров. В числе последних – Пермь, Красноярск, Саратов, Воронеж, Краснодар, Тольятти, Владивосток, Иркутск, Новокузнецк, Ижевск и Тула. Совокупная численность урбанизированного и субурбанизированного населения крупнейших агломераций России достигает 54,7 млн. человек, из которых 67,6% (около 37 млн. человек) приходится на города-ядра. Только 6 российских агломераций имеют людность не менее 2 млн. человек. К агломерациям-мультимиллионникам относятся Московская, Санкт-Петербургская, Ростовско-Шахтинская, Самарско-Тольяттинско-Сызранская, Екатеринбургская и Нижегородская агломерации. В городах-ядрах агломераций-мультимиллионников сосредоточено 21,9 млн. человек, а с учётом всего населения, проживающего в границах агломерационных ареалов, их численность увеличивается до 33 млн. человек.

Таблица 2. Группировка агломераций России в зависимости людности городов-ядер (по данным переписи населения 2010 г.).

агломераций

в зависимости

от людности

города-ядра

агломераций

данной группы людности

Суммарная

численность

населения

городов-ядер

данной группы,

млн. человек

численности

населения

агломераций

данной группы,

млн. человек

городов-ядер

в численности

населения

агломерации

данной группы, %

Крупнейшие

Подавляющее большинство российских агломераций являются моноцентрическими. К немногочисленным конурбациям относятся Самарско-Тольяттинско-Сызранская, Ростовско-Шахтинская, Новокузнецкая, Иркутско-Черемховская, Набережночелнинская, Тульско-Новомосковская, Владивостокско-Находкинская, Ижевская, Ярославско-Рыбинская, Кавминводская, Южно-Башкортостанская, Южно-Татарстанская, Абаканско-Минусинская, Сургутско-Нефтеюганская, Псковско-Великолукская и Апатитско-Мончегорская полицентрические агломерации.

Крупнейшей российской агломерацией является Московская агломерация, распространившая своё влияние в радиусе 60-70 км от Москвы. Общая площадь Московской агломерации достигает 13,6 тыс. кв. км, а численность населения по разным оценкам варьирует от 14,7 до 17,3 млн. человек . В границах Московской агломерации сосредоточено более 50 городов, из них 14, по данным всеобщей переписи населения 2010 г., имели людность свыше 100 тыс. человек. В их числе – Балашиха (215,4 тыс.), Химки (207,1 тыс.), Подольск (188,0 тыс.), Королёв (183,5 тыс.), Мытищи (173,3 тыс.), Люберцы (172,0 тыс.), Электросталь (155,3 тыс.), Одинцово (139,0 тыс.), Железнодорожный (131,7 тыс.), Красногорск (116,7 тыс.), Сергиев Посад (110,9 тыс.), Щёлково (110,4 тыс.), Пушкино (102,8 тыс.), Жуковский (102,7 тыс.). В населении Московской агломерации абсолютно доминирует ядро, людность которого в 53,4 раза превышает численность постоянного населения второго по величине города агломерации - Балашихи.

Вокруг второго в России города-мультимиллионника сформировалась Санкт-Петербургская агломерация. Она простирается вокруг Санкт-Петербурга в радиусе 50 км и занимает около 11,6 тыс. кв. км. По разным оценкам численность населения Санкт-Петербургской агломерации варьирует от 5,4 до 6,2 млн. человек, что почти в 3 раза меньше величины Московской агломерации. Между тем Санкт-Петербургская агломерация является не только признанным межрегиональным центром социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа, но и России в целом.

В своём развитии городские агломерации проходят 4 этапа. Возникновение агломерированных форм городского расселения связано с этапом индустриализации. По мере углубления внутриагломерационных связей и формирования единого рынка труда индустриальная агломерация перерастает в сформировавшуюся. Появление единого функционально связанного пространства на фоне углубления процесса субурбанизации и развития пригородной зоны, образование рынка агломерации и превращение её в важный узел в территориальной структуре национальной экономики являются основными признаками развитой агломерации. Высший этап формирования городской агломерации связан с превращением её в постиндустриальный центр, встроенный в глобальные экономические процессы и максимально интегрированный в мировую экономику. На этом этапе агломерация черпает ресурсы и возможности развития за счёт взаимодействия с глобальной сетью мировых городов.

К настоящему времени в России сформировались только 3 постиндустриальные агломерации – Московская, Санкт-Петербургская и Екатеринбургская. Остальные агломерации, возглавляемые городами-миллионниками, могут быть отнесены к числу развитых агломераций. Между тем подавляющее большинство российских агломераций задержалось на этапе сформировавшейся и индустриальной агломерации. Свыше 2/3 (68 из 98, или 69,4%) городских агломераций и все постиндустриальные агломерации России находятся в европейской части страны. Среди 11 развитых агломераций в этой части страны расположены 8 (72,7%), среди 66 сформировавшихся –,2%), среди 21 индустриальной агломераций –,7%) (табл. 3).

Темпы роста городских агломераций тесно связаны с характером адаптации их хозяйства к постиндустриальному укладу экономики. Являясь во многом самодостаточными территориальными социально-экономическими системами, они в значительной мере определяют территориально-хозяйственную структуру страны и играют ведущую роль в российской экономике. Переход к агломерационному этапу эволюции городского расселения вызвал появление многочисленных городов-спутников и новых видов пригородных поселений, ориентирующихся на разнообразное обслуживание центрального поселения. Процесс городского агломерирования сопровождается расширением городских территорий и распространением городского образа жизни, повышением общего уровня урбанизации и степени урбанизированности территории. Между тем стягивание населения в наиболее крупные города-центры сопровождается постепенным обезлюдением окружающей сельской местности и расширением ареалов межселенных пространств с крайне низкой плотностью сельского населения и редкой сетью населённых пунктов.

Таблица 3. Группировка городских агломераций России в зависимости от этапа формирования.

Название этапа

Агломерации

I. Индустриальная

агломерация

Альметьевская, Апатитско-Мончегорская, Ачинско-Назаровская, Белогорско-Свободненская, Воркутинская, Дербентская, Златоустовская, Котласская, Лесосибирско-Енисейская, Магнитогорская, Нерюнгринская, Нижневартовская, Нижнетагильская, Новороссийская, Орская, Старооскольско-Губкинская, Стерлитамакская, Сургутско-Нефтеюганская, Ухтинская, Череповецкая, Юргинская.

II. Сформировавшаяся агломерация

Абаканско-Минусинская, Архангельская, Астраханская, Барнаульская, Белгородская, Бийско-Горно-Алтайская, Благовещенская, Брянско-Людиновская, Владикавказская, Владимирская, Владивостокско-Находкинская, Вологодская, Воронежская, Грозненская, Ивановская, Ижевская, Иркутско-Черемховская, Йошкар-Олинская, Кавказские Минеральные Воды, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Комсомольская-на-Амуре, Костромская, Краснодарская, Курганская, Курская, Кызылская, Липецкая, Магаданская, Махачкалинская, Мурманская, Набережночелнинская, Нальчикская, Новгородская, Новокузнецкая, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Петрозаводская, Псковско-Великолукская, Рязанская, Саранская, Саратовская, Смоленская, Ставропольская, Сыктывкарская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульско-Новомосковская, Тюменская, Улан-Удинская, Ульяновская, Хабаровская, Чебоксарская, Читинская, Южно-Сахалинская, Якутская, Ярославско-Рыбинская.

III. Развитая

агломерация

Волгоградская, Казанская, Красноярская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Пермская, Ростовская, Самарско-Тольяттинская, Уфимская, Челябинская.

IV. Постиндустриальная агломерация

Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская.

Агломерация не является пределом территориальной концентрации городского населения и может принимать различные стихийно складывающиеся надагломерационные формы, среди которых выделяются урбанизированные районы и зоны, а также их высшая форма – мегалополис. Являясь наиболее крупной формой городского расселения, мегалополис образуется в результате срастания нескольких близко расположенных агломераций. Мегалополис - это конгломерат агломераций, слившихся в единое высокоурбанизированное образование. Для мегалополисов характерна полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием нескольких близко расположенных друг к другу городов – центров агломераций, формирующих состав и границы мегалополиса. Основные черты мегалополисов задаются линейным характером градостроительных структур, вытянутых вдоль ведущих транспортных магистралей – железных и автомобильных дорог, а также судоходных путей.

В отличие от США, Японии и некоторых развитых европейских государств, в которых уже давно сформировались надагломерационные образования мегалополисов, в России данный процесс находится лишь в начальной стадии. Контуры будущих мегалополисов наметились в ряде регионов Центральной России, Урала и Сибири. Самый обширный по площади и наиболее значительный по населению Центрально-Русский мегалополис формируется по оси Москва – Владимир – Нижний Новгород. Он включает столичный мегагород Москву и поселения Московской, Владимирской и Нижегородской областей , а также тяготеющие к ним поселения Волжско-Окского междуречья. Его основой являются крупнейшая в стране Московская суперагломерация и шестая по людности Нижегородская мультиагломерация, а также полумиллионная Владимирская агломерация. В северо-западной части Уральского федерального округа обозначился Уральский мегалополис, формирующийся по оси Екатеринбург – Челябинск. В будущем просматривается возможность его территориального расширения в направлении Перми и Магнитогорска. В начальной стадии становления находится единственный за Уралом Обско-Томский мегалополис. В него входят Новосибирская, Новокузнецкая, Барнаульская, Томская, Кемеровская, Бийско-Горно-Алтайская и Юргинская агломерации. В состав Обско-Томского мегалополиса входит более 60% населения Республики Алтай, Алтайского края , Кемеровской, Новосибирской и Томской областей .

В современных условиях агломерирование представляет собой объективный процесс регионального развития, обеспечивающий более равномерное и комплексное развитие территорий, формирование полюсов экономического роста и эффективное развитие инфраструктуры. Агломерационный путь развития позволяет создать благоприятные условия для проживания и работы населения, развития науки и инновационной деятельности , творческой самореализации и функционирования бизнеса. Основными условиями развития современных городских агломераций, сформировавшихся как функционально-пространственного ареалы концентрации городского населения и прогрессивных видов человеческой деятельности, является создание правовой базы их функционирования, формирование агломерационной инфраструктуры и реализация комплексных проектов городского развития.

Целенаправленное формирование городских агломераций способствует качественным улучшениям всех сторон их жизни и функционирования. По мере пространственного расширения агломерации происходит комплексное развитие всего агломерационного ареала на основе единых стандартов и с учётом конкурентных преимуществ каждого населённого пункта, входящего в состав агломерации. Среди ожидаемых положительных результатов по пути агломерационного развития:

Выгоды максимально возможной связности населённых пунктов в пространстве современной транспортной доступности;

Возможность регулирования производственной загрузки и занятости населения в пределах поселений агломерации;

Пространственное расширение рынка труда;

Структурирование и ускорение развития человеческого капитала;

Повышение надёжности и скорости осуществления трудовых и хозяйственных связей;

Переориентация кризисных, депрессивных и других неперспективных населённых пунктов на выполнение новых функций в интересах развития в рамках агломерации;

Создание в пригородной зоне комфортных и экологичных для проживания новых городских населённых пунктов;

Оптимизация управления развитием городов и агломераций на основе взаимоувязанной системы документов стратегического планирования субъектного и муниципального уровней.

Проводимые с начала 1990-х гг. рыночные преобразования и становление постиндустриального уклада наметили переход к локально-фрагментированной постиндустриальной урбанизации, которая происходит в условиях замедления темпов и незавершённости урбанизации, что вызвало запаздывание в процессе развёртывании очередных этапов его развития по сравнению со странами западного мира. В ходе постиндустриальной трансформации и диверсификации российской экономики возникла необходимость государственного регулирования процесса формирования групповых систем расселения и городских агломераций. В последние годы предпринимаются попытки придать стихийному процессу агломерирования более управляемый характер при поддержке всех уровней управления. Это позволит придать процессу формирования городской агломерации более целенаправленный характер и перевести его в плоскость практической реализации.

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А. А. Крубера, и «аггломерация» М. Г. Диканского, и «экономический город» В. П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует и множество определений слову «агломерация».

По Н. В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е. Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е. Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Иерархия городских систем

Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю. Л. Пивоварову) :

1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5. Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

Пространственная структура городских агломераций

В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования .

1. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.

2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.

3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город, в Париже выделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.

4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «Большой Лондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк – урбанизированный ареал Нью-Йорк.

5. Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации, Лондонский метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.

6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.

Пути формирования агломерации

Формирование агломерации «от города».

По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию . Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района».

Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города» . По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.

Проблемы больших городов

Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:

1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.

2. Происходит удорожание инженерного оборудования;

3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км 2 . При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».

4. Удаление населения больших городов от природы.

5. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.

Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических проблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.