Начало эпохи цивилизаций. Цивилизация – что такое? Значение понятия, типы цивилизаций Возникновение понятия цивилизация

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Попытку установить время появления термина «цивилизация» одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр . В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» он зафиксировал первое появление термина в напечатанном виде в работе «Древность, разоблачённая в своих обычаях» (1766) французского инженера Буланже.

    Однако данная книга увидела свет уже после смерти автора и к тому же не в изначальном варианте, а уже с существенной корректурой , внесённой бароном фон Гольбахом - известным в ту эпоху автором неологизмов . Авторство Гольбаха кажется Февру ещё более вероятным в свете того, что Буланже в своей работе упомянул термин единожды, Гольбах же неоднократно использовал понятия и термины «цивилизация», «цивилизовать», «цивилизованный» и в своих работах «Система общества» и «Система природы». С этого времени термин входит в научный оборот, а в 1798 году он впервые попадает в «Словарь Академии» .

    Швейцарский историк культуры Жан Старобинский в своём исследовании не упоминает ни Буланже, ни Гольбаха. По его мнению, авторство термина «цивилизация» принадлежит Виктору Мирабо и его труду «Друг человечества» () .

    Тем не менее оба автора отмечают, что до приобретения термином социокультурного значения (как стадии развития культуры, противопоставленной дикости и варварству) оно имело юридическое значение - судебное решение , которое переводит уголовный процесс в разряд процессов гражданских - которое со временем было утрачено.

    Такую же эволюцию (от юридического значения к социальному) слово проходило и в Англии, однако там в печатном издании оно появилось спустя пятнадцать лет после публикации книги Мирабо (). Тем не менее обстоятельства упоминания этого слова указывают на то, что слово ещё ранее вошло в обиход, что также объясняет быстроту его дальнейшего распространения как термина. Исследование Бенвениста указывает на то, что появление слова «civilization» (разница в одной букве) в Великобритании было практически синхронным. В англоязычную научную терминологию его ввёл шотландский философ Адам Фергюсон , автор сочинения «An Essay on the History of Civil Society» (в русс. пер. «Опыт истории гражданского общества») (), где уже на второй странице отметил :

    И хотя Бенвенист оставил открытым вопрос об авторстве термина, о возможном заимствовании Фергюсоном понятия из французской терминологии или из ранних трудов его коллег, именно шотландский учёный впервые использовал понятие «цивилизация» в теоретической периодизации мировой истории, где противопоставил его дикости и варварству . С этого времени судьба данного термина тесно переплелась с развитием историософской мысли в Европе.

    Цивилизация как стадия общественного развития

    Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти всего XIX в. Её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество»; ) и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; ).

    Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение расхождений (вплоть до противоречий) между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека (или иного разумного существа), прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными .

    Также признаки цивилизованности включают в себя развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п . Философ востоковед Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства :

    1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда - горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).
    2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта , изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.
    3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.
    4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение. Государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.

    Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

    Изучение локальных цивилизаций

    Впервые слово «цивилизация» было использовано в двух значениях в книге французского писателя и историка Пьера Симона Балланша «Старик и юноша» (). Позже такое же его употребление встречается в книге востоковедов Эжена Бюрнуфа и Христиана Лассена «Очерк о пали» (1826), в работах известного путешественника и исследователя Александра фон Гумбольдта и ряда других мыслителей и исследователей . Использованию второго значения слова «цивилизация» поспособствовал французский историк Франсуа Гизо , который неоднократно использовал термин в множественном числе, но тем не менее оставался верен линейно-стадиальной схеме исторического развития .

    Впервые термин «локальная цивилизация» появился в работе французского философа Шарля Ренувье «Руководство к древней философии» (). Спустя несколько лет свет увидела книга французского писателя и историка Жозефа Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855), в которой автор выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает.Однако мыслителя совершенно не интересовали культурные, социальные, экономические различия между цивилизациями: его волновало лишь то общее, что было в истории цивилизаций, - возвышение и падение аристократий . Поэтому его историософская концепция имеет косвенное отношение к теории локальных цивилизаций и прямое - к идеологии консерватизма .

    Идеи, созвучные работам Гобино, излагал и германский историк Генрих Рюккерт , который пришёл к выводу, что история человечества - это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов культурно-исторических организмов, которые невозможно расположить на одной линии. Рюккерт впервые обратил внимание на проблему границ цивилизаций, их взаимовлияния, структурных взаимоотношений внутри них. Вместе с тем Рюккерт продолжал рассматривать весь мир как объект воздействия Европы (то есть Европейской цивилизации как ведущей), что обусловило наличие в его концепции реликтов иерархического подхода к цивилизациям, отрицание их равноценности и самодостаточности.

    Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму неевропоцентрического самосознания удалось русскому социологу Николаю Яковлевичу Данилевскому , который в своей книге «Россия и Европа» () противопоставил стареющей западноевропейской цивилизации молодую восточноевропейскую - славянскую. Русский идеолог панславизма указывал, что ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения. Хотя эту мысль философ не выдерживает до конца, порой указывая на превосходство славянских народов над своими западными соседями.

    Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа германского философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы » (). Неизвестно доподлинно, был ли знаком Шпенглер с работой русского мыслителя, но тем не менее основные концептуальные положения этих учёных сходны во всех важнейших пунктах . Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир - Средние века - Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю - как на ряд независимых друг от друга культур , проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Как и Данилевский, он выступает с критикой европоцентризма и исходит не из нужд исторического исследования, а из необходимости найти ответы на вопросы, поставленные современным обществом: в теории локальных культур этот германский мыслитель находит объяснение кризису западного общества, которое переживает такой же упадок, который постиг египетскую, античную и другие древние культуры. Книга Шпенглера содержала не так уж много теоретических новаций в сравнении с опубликованными ранее работами Рюккерта и Данилевского, однако она имела шумный успех, поскольку была написана ярким языком, изобиловала фактами и рассуждениями и была опубликована после завершения Первой мировой войны , вызвавшей полное разочарование в западной цивилизации и усилившей кризис европоцентризма .

    Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Арнольд Тойнби . В своём 12-томном труде «Постижение истории » (1934-1961 гг.) Тойнби подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций, имеющие единую внутреннюю схему развития. Появление, становление и упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение. Во взглядах Шпенглера и Тойнби есть много общих черт. Главное же различие состоит в том, что у Шпенглера культуры совершенно обособлены друг от друга. У Тойнби же эти отношения хотя и имеют внешний характер, но составляют часть жизни самих цивилизаций. Для него чрезвычайно важно, что некоторые общества, присоединяясь к другим или наоборот обосабливаясь, обеспечивают тем самым непрерывность исторического процесса .

    Российский исследователь Ю. В. Яковец, основываясь на работах Дэниела Белла и Элвина Тоффлера , сформулировал концепцию «мировых цивилизаций» как определённой ступени «в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура» . История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается.

    Критерии выделения цивилизаций, их количество

    Впрочем, попытки введения критериев для выделения цивилизаций предпринимались неоднократно. Российский историк Э. Д. Фролов в одной из своих работ перечислил их наиболее распространённый набор: общность геополитических условий, исконное языковое родство, единство или близость экономического и политического строя, культуры (включая религию) и менталитета. Вслед за Шпенглером и Тойнби учёный признавал, что «оригинальное качество цивилизации обусловлено оригинальным свойством каждого из структурообразующих элементов и их неповторимым единством» .

    Циклы цивилизаций

    На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание . Впрочем не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией) либо столкновений с другими культурами (доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская протоцивилизация) .

    На этапе зарождения возникает социальная философия новой цивилизации, которая появляется на маргинальном уровне в период завершения предцивилизационной стадии (или расцвета кризиса предыдущей цивилизационной системы). К её составляющим можно отнести поведенческие стереотипы, формы экономической активности, критерии социальной стратификации , методы и цели политической борьбы . Поскольку многие общества так и не смогли преодолеть цивилизационный порог и остались на стадии дикости или варварства, учёные долгое время старались ответить на вопрос: «если предположить, что в первобытном обществе у всех людей был более или менее одинаковый образ жизни, которому соответствовала единая духовная и материальная среда, почему не все эти общества развились в цивилизации?». Согласно мнению Арнольда Тойнби, цивилизации рождают, эволюционируют и адаптируются в ответ на различные «вызовы» географической среды. Соответственно, те общества, которые оказались в стабильных природных условиях, старались приспособиться к ним, ничего не изменяя, и наоборот - социум, который испытывал регулярные или внезапные изменения окружающей среды, неизбежно должен был осознать свою зависимость от природной среды, и для ослабления этой зависимости противопоставить ей динамичный преобразовательный процесс .

    На этапе развития складывается и развивается целостный социальный порядок, отражающий базисные ориентиры цивилизационной системы. Цивилизация формируется как определённая модель социального поведения индивида и соответствующей структуры общественных институтов.

    Расцвет цивилизационной системы связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и активизацией имперской политики, что соответственно символизирует остановку качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному. Это составляет основу цивилизационного кризиса - качественного изменения динамики, движущих сил, основных форм развития.

    На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания.

    Критика

    Концепции Данилевского, Шпенглера и Тойнби были неоднозначно встречены научным сообществом. Хотя их труды и считаются фундаментальными работами в области изучения истории цивилизаций, их теоретические разработки встретили серьёзную критику. Одним из наиболее последовательных критиков цивилизационной теории выступил русско-американский социолог Питирим Сорокин , который указал, что «самая серьезная ошибка этих теорий состоит в смешении культурных систем с социальными системами (группами), в том, что название „цивилизация“ дается существенно различным социальным группам и их общим культурам - то этническим, то религиозным, то государственным, то территориальным, то различным многофакторным группам, а то даже конгломерату различных обществ с присущими им совокупными культурами» , в результате чего ни Тойнби, ни его предшественники не смогли назвать главные критерии вычленения цивилизаций, ровно как и их точное количество.

    В настоящее время (2014 год) свою деятельность продолжает «Международное общество сравнительного изучения цивилизаций », которое проводит ежегодные конференции и осуществляет выпуск журнала «Comparative Civilizations Review».

    Примечания

    Источники

    1. , с. 28.
    2. , с. 114-115.
    3. , с. 152.
    4. , с. 239-247.
    5. Жан Старобинский . Слово «цивилизация» // Поэзия и знание. История литературы и культуры. В 2 томах / Старобинский, Жан, Васильева, Е.П., Дубин, Б.В. , Зенкин, С.Н. , Мильчина, В.А. . - М. : Языки славянской культуры, 2002. - Т. 1. - С. 110-149. - 496 с. - (Язык. Семиотика. Культура). - ISBN 5-94457-002-4 .
    6. Бенвенист Э. Глава XXXI. Цивилизация. К истории слова = Civilization. Contribution à l"histoire du mot // Общая лингвистика. - М. : URSS , 2010.
    7. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества = An Essay on the History of Civil Society / Фергюсон, Адам, Мюрберг, И.И., Абрамов, М.А. . - М. : РОССПЭН, 2000. - 391 с. - (Университетская б-ка: Политология). - 1 000 экз. - ISBN 5-8243-0124-7 .
    8. Д.Ф. ТЕРИН. «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» ПРОТИВ «ВАРВАРСТВА»:К ИСТОРИОГРАФИИ ИДЕИ ЕВРОПЕЙСКОЙ УНИКАЛЬНОСТИ
    9. , с. 55.
    10. Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов

    Знакомо ли вам слово "цивилизация"? Что такое "культура" и каково их соотношение? В каком контексте чаще всего употребляется? Распространённый термин довольно многозначен и имеет более сотни определений. Но обо всём по порядку.

    Экскурс в историю

    Начнем с того, что на латыни «civilis» - это «государственный, гражданский». Учеными ведутся споры по поводу того, является ли слово синонимом культуры или означает историческую веху человеческого и технического прогресса.

    И это логично, если вспомнить все стадии развития человечества. Сначала люди мало чем отличались от обезьяны. Первобытные жители не имели собственного дома, не умели разговаривать, им просто приходилось выживать. Далее, в процессе своего становления и развития, древние люди получили огонь и стали производить простейшие орудия труда.

    Они объединялись в племена, и группой охотились на диких зверей. Научились приготавливать пищу, делать посуду, но ещё долгое время продолжали пребывать в первобытном состоянии.

    Всё изменилось, когда они научились добывать и использовать медь, бронзу и, наконец, железо, делая более совершенные орудия труда.

    Человечество изобрело письменность, которая прошла длительный путь развития. Сначала это были рисунки, потом отдельные буквы, которые сложились в алфавит. Это стало наивысшим достижением. И некоторые ученые считают, что с создания письменности началась цивилизация.

    Значение термина первоначальное

    Данным словом также можно охарактеризовать отдельное общество, имеющее собственную культуру и самобытность, которое существовало или существует в наши дни. Это, например, китайская, индийская, шумерская, ассирийская и другие древние цивилизации, которые сделали огромный вклад в развитие человечества. Цивилизация предполагает некую систему узаконенных правил, которым подчиняется страна или народ. Если же люди принимают чужое культурное наследие и поддаются его воздействию, не поддерживают индивидуальную принадлежность, к ним этот термин не относится.

    Цивилизация имеет собственный жизненный цикл, состоящий из определенных временных отрезков, в течение которых она проходит последовательные стадии: появление - развитие - расцвет - упадок - гибель. Но, конечно же, не каждое общество проходило эти стадии до конца в силу природных катаклизмов, войн и столкновения культур. Но при любом исходе сохранялась самобытность цивилизации. Движение характеризуется внутрисистемными закономерностями, которые присущи любому обществу. Сотрудничество между ними основывается на принципе самоопределения и равноправия народов.

    Жизненный процесс цивилизации является целой системой. Её составляющие - это менталитет, непростая связь взаимоотношений людей в социуме и сама социальная общность, как самостоятельно развивающийся механизм.

    История знала огромное число цивилизаций, многие из которых существуют и сегодня. И все неповторимы, уникальны, имеют свое лицо и многогранные индивидуальные характеристики, самобытность.

    Новое значение термина "цивилизация"

    Появление самого понятия в тандеме с термином "культура" датируется XVIII веком. Философы Франции называли общество "цивилизованным". А значение слова "цивилизация" все набирало обороты в своей трактовке. Д. Алигьери применял термин, говоря о едином человеческом этносе. Просветители Франции называли этим понятием общество, основой которого стали рассудок и праведность.

    Уже в XIX веке значение термина трактовалось, как этап капитализма. Русские в 60-е годы дают определение этому слову, и впервые оно занесено в словарь В.И. Даля. Цивилизация характеризовалась как общее житие, развитое чувство гражданственности, осознание общепринятых правил и подчинение им человеком и гражданином. Но и это объяснение не стало единым.

    Таким образом, одного целостного и общепризнанного определения термина не сложилось. Все авторы делают это, основываясь на собственных убеждениях.

    Значение понятия "цивилизация" осталось многозначным. Насчитывается свыше ста различных трактовок и объяснений. Но все их можно типизировать, выделяя четыре подхода.

    Итак, цивилизация - что такое? Наиболее распространённые варианты:

    1. Историческая эпоха, которая сменила «варварство».
    2. Наивысшая ступень человеческого развития.
    3. Культурно-географическая общность (например, восточная, китайская).
    4. Понятие, в рамках глобального понимания охватывающее планету целиком.

    Наиболее распространённая современная трактовка

    Цивилизация - что такое? Это конечная стадия общественного развития, с высоким уровнем научного и технического прогресса на фоне спада в искусстве и литературе.

    Этапы развития цивилизации

    Их выделяют несколько, остановимся подробнее.

    Доиндустриальная

    Эволюция происходила благодаря аграрно-ремесленному производству с применением ручных орудий труда. Основополагающей формой социальной организации была община. Все новое было чуждо. Человечество не просто использовало дары природы, а находилось в ее подчинении, поклоняясь богам Земли, Воды, Солнца, Дождя.

    Индустриальная, или «техногенная»

    Уже наблюдается господство инноваций над традициями, которые трактовались источником регресса. Чем больше человек зависим от обычаев, тем сильнее он отстает в развитии. Религия впала в немилость, потому что также препятствовала новациям. Прослеживается крайне быстрый технологический рост. Развивается политическая система. Человек не принадлежит определенному социальному статусу, рождается свободным. Наконец-то подчинена природа. Каким образом? Человечество управляет ею, используя науку и технику, а значит - разумом.

    Антропогенная

    Мы живем в техногенной цивилизации и продолжаем в ней развиваться. Но наша эпоха находится в состоянии кризиса. Мы поработили природу, пользуемся ее бесценными дарами, в частности, недрами, полезными ископаемыми. Они заканчиваются и при этом не пополняются.

    Природа пытается защититься от нас, отсюда экологический и экономический кризис, морально-нравственная катастрофа, вызванная отказом от традиций и разрушением этических норм.

    О техногенной цивилизации

    Учёные выделяют следующие этапы в её развитии:

    1. Доиндустриальный. Главные ресурсы - природные. Это дерево, уголь, глина, металл.
    2. Индустриальный. На этом этапе правит энергия.
    3. Постиндустриальный. Господствующим ресурсом становится информация.

    Как человечеству преодолеть глобальную катастрофу? Переходить на новый этап.

    Антропогенная цивилизация - что такое? Это эпоха, в которой человек сформировал философское отношение к природе. Теперь он непросто ею управляет, а может и сам подчиняться.

    Учеными выдвинуто предположение, что нас ожидает процесс глобальной интеграции. Все народы мира объединятся, сотрутся этнические и культурные границы, воцарится один язык и экономика. Если человечество сольется в единую планетарную общность, появится одна цель. И произойдет возникновение антропогенной цивилизации. Но пока она считается только мифом.

    Культурных и материальных ценностей, организаций управления обществом. Это определенные приоритетные направления, формы деятельности и нормы, представленные в и различных материальных предметов.

    1. Культура - это совокупность норм, правил и ценностей, закрепившихся в сознании и практике общества. К примеру, это язык, литература, тип мышления, техника, наука и традиции.
    2. Идеология - это система общественных теорий, идей и взглядов. В частности, сюда можно отнести политические взгляды, религию, эстетику, мораль, философию и право.
    3. Экономика - это система управления хозяйством. В частности, это разделение труда, способы производства и формы собственности.
    4. Политика - это система управления государством. В частности, это партии, государственный строй, социальные институты и административное искусство.

    Понятие цивилизации применимо и к различным обществам, вышедшим за рамки уровня первобытнообщинного строя. То есть это стадия развития человечества, идущая вслед за варварством, примитивностью и дикостью.

    Рассмотрим основные признаки цивилизации. Это наличие городов, являющихся центрами культурной и экономической жизни, разделение физической и умственной деятельности, появление письменности. Понятие цивилизации не является модельным. Следовательно, здесь можно говорить о разных которые можно отнести к цивилизованным. Рассмотрим В различные временные отрезки в мире существовали католическая, китайская, античная, древнеегипетская, исламская цивилизации. Все они обладали собственными отличительными признаками, но также имели много общего.

    Цивилизации подразделяются на два основных типа. Во-первых, это первичные цивилизации. Возникают они в этнической среде и также подразделяются на два уровня. Материнские и исходные цивилизации возникают спонтанно. Дочерние цивилизации образуются от обществ исходного типа в результате взаимодействия этнической периферии и социокультурного фактора.

    Во-вторых, это вторичные цивилизации. Возникают они в результате качественной перестройки и совершенствования соционормативных традиций, норм и принципов в уже достаточно развитых обществах.

    И цивилизации имеет некоторые признаки. К примеру, это распространение своих социальных норм, основанных на определенном образе жизни. То есть имеет место тенденция объединения цивилизаций в одно целое. Чаще всего происходит это посредством длительных войн.

    Каждая цивилизация создает вокруг себя социокультурное поле, оказывающее влияние на соседние этносы. В развитом обществе имеются религиозная и этическая системы, выражающиеся в правилах, традициях, ценностях и нормах.

    Чем обусловлено различие основных признаков цивилизаций? Стоит помнить, что каждое общество формируется в уникальных условиях. На развитие цивилизации влияют экономический и культурный потенциал, историческое окружение в виде различных этносов, природный ландшафт и даже климатические условия.

    Итак, мы рассмотрели основные признаки развитых обществ. Здесь стоит вспомнить еще одно важное определение. к развитию общества имеет несколько важных отличительных признаков. Во-первых, он делает из человека творца истории и прогресса. Во-вторых, в цивилизационном подходе важную роль играет духовный фактор развития общества. В-третьих, также учитывается уникальность истории отдельных народов, обществ и стран.

    На протяжении IV тысячелетия до н. э. в жизни некоторых народов Земли произошли глубокие изменения, определившие дальнейшую историю человечества. После долгих веков первобытности наиболее развитые племена Евразии, Африки и Америки наконец-то перешагнули грань, отделявшую варварство от цивилизации.

    Что такое цивилизация


    Птица с головой львицы. Мари. III тысячелетие до н. э.

    Слово «цивилизация» происходит от латинского прилагательного civilis - «гражданский, государственный». Приблизительно его можно перевести как «огражданивание», «возведение до уровня гражданина». Термин означает и «восхождение к городской культуре», ведь civilis связано со словом civitas - «город», «город-государство». Именно этом смысле и понималось слово «цивилизация» в XVI-XVIII вв. Тогда западные мыслители обозначали им уровень культуры, соответствующий европейской городской образованности. Цивилизация противопоставлялась невежеству, дикости. До сих пор в обиходе это значение слова сохраняется. «Цивилизация, цивилизованность» понимается как синоним «культурности». Когда говорят «цивилизованный человек», нередко подразумевают «культурный», «образованный».

    В ХУШ в. начинает складываться новое, научное значение термина «цивилизация». «Цивилизованный» человек городской культуры Европы или даже Азии противопоставляется первобытным «дикарям». В XIX столетии американский историк Льюис Генри Морган (1818 - 1881) включил понятие «цивилизация» в собственную схему истории человечества.

    Морган был сторонником теории всеобщего прогресса, согласно которой все народы проходят одни и те же ступени в своём развитии. При этом одни народы могут отставать, а другие вырываться вперёд. Исследуя быт американских индейцев и известный уже в его время археологический материал, Морган выделил три этапа в истории мира. В основу периодизации он положил именно археологические признаки - как наиболее материальные и очевидные. Первый этап, дикость, начинается вместе с историей человека и завершается с появлением гончарства. Последнее, по Моргану (и это подтвердили позднейшие исследования), соотносится с переходом людей от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.

    Древнейшие цивилизации старого света


    Охота на уток. Фрагмент росписи из гробницы времён XVIII династии.

    Второй этап - варварство охватывает период от появления гончарства до возникновения письменности. Сам Морган исследовал варварство на примере индейцев США и Канады, прежде всего племенного объединения ирокезов.

    На смену варварству, наконец, приходит цивилизация, определяющей чертой которой Морган считал наличие письменности. При этом он также признавал характер цивилизации как «городского» уровня культуры - на это указывало само использование данного слова. Во времена Моргана не было существенных оснований сомневаться, что письменность возникает вместе с городами или вслед за ними.

    Схема Моргана, при всей условности, приобрела немало сторонников. В современной западной науке она остаётся одной из основополагающих. Правда, последователи Моргана существенно усложнили его историческую шкалу. Эпоха цивилизации в настоящее время сама разбивается на несколько этапов. Вьщеляются более «отсталые» и более «передовые» цивилизации. Ранняя цивилизация - аграрная, т. е. носит преимущественно сельскохозяйственный характер. С возрастанием активности городской жизни, развитием ремесла цивилизация становится ремесленно-аграрной. Постепенно её сменяет цивилизация индустриальная, или промышленная. И наконец, современную цивилизацию, где обычная промышленность уступает место так называемым высоким, основанным на умственном труде, технологиям, определяют как постиндустриальную.


    Полевые работы. Фрагмент египетской «Книги мёртвых». 1064 - 945 гг. ло н. э.

    Схему Моргана наряду с иными западными мыслителями заимствовал и один из основоположников марксизма - Фридрих Энгельс (1820 - 1895). Для Энгельса и других марксистов переход от варварства к цивилизации совпадает с зарождением классового общества. Классовое общество в марксизме - общество, подразделяющееся на классы с несовпадающими и часто сталкивающимися интересами. Так,

    древнее рабовладельческое общество делилось на классы рабовладельцев, рабов, свободных крестьян и т. д. Именно борьбе классов уделяла главное внимание марксистская наука (в том числе в Советском Союзе). Потом унаследованные от Моргана термины почти перестали в ней употребляться как устаревшие.


    Иероглифические надписи из храма Хора и Хатхор. Египет. 250 - 180 гг. до н. э.

    Во времена Моргана наличие письменности могло быть сочтено достаточным признаком возникновения цивилизации. Однако дальнейшее развитие исторической науки показало, что далеко не всегда появление письменности сопряжено с глубокими культурными и общественными изменениями. Более того, письменность отнюдь не обязательно возникает в рамках городской культуры.

    Городом может считаться, по общепринятому определению, только такое поселение, где жители заняты в основном трудом вне сельского хозяйства. Так вот, за последние полтора века учёным стал известен целый ряд письменных культур без малейших признаков городской жизни. Например, у аборигенов с острова Пасхи в Океании была письменность, но они не имели и подобия городских поселений. Едва ли можно в полном смысле слова считать городами даже самые крупные и укреплённые поселения древних германцев I - V вв. А они уже также обладали письмом.

    Итак, стало ясно, что одного признака для выделения цивилизации недостаточно. Собственно говоря, и Морган не видел цивилизацию вне городской культуры. Так что существование городов наряду с письменностью сейчас является вторым общепризнанным свидетельством наличия у народа цивилизации.

    Тем не менее ни города, ни даже письменность не относятся к неоспоримым свидетельствам. Письмо прошло много этапов в своём развитии, и самые примитивные его формы подчас трудно отличить от изобразительного искусства. Споры же о том, считать то или иное поселение городом, нередко кипят в науке десятилетиями. В качестве третьего, вполне материального и бесспорного, признака существования цивилизации современные археологи предложили монументальное искусство.


    Деталь пиктограммы из так называемой «Пещеры рук». Аргентина. VIII тысячелетие до н. э.

    Действительно, появление монументальных архитектуры и скульптуры является зримым знамением перемен в обществе и культуре. Сооружения наподобие египетских пирамид, древнекитайских дворцов, античных храмов возводились с приложением немыслимых в первобытном обществе умственных и физических сил. Они не имели чисто прикладного назначения. Для проживания людям веками хватало примитивных землянок и хижин. Жилой дворец - это гораздо больше того, что реально нужно человеку. Гигантские изваяния богов и героев увековечивали их на тысячелетия. Следует отметить, что в той или иной форме монументальность свойственна любой цивилизации вплоть до наших дней. Правда, сегодня она нередко вызвана неизбежностью - например, скопление населения в крупных городах заставляет строить многоквартирные дома-«башни».

    Таким образом, современная наука выделяет три основных признака цивилизации: письменность, города, монументальное искусство. Учёные подходят к этим признакам с разной степенью строгости. Многие считают, что для признания цивилизации достаточно сочетания хотя бы двух из указанных признаков. Так, у упомянутых выше аборигенов с острова Пасхи, рапануйцев, есть письменность и монументальные изваяния почитаемых предков - но нет городов. У древних инков из Перу, подчинивших почти весь запад Южной Америки, были городские поселения, развитое монументальное строительство - но не имелось письменности. И всё же часто говорят об «инкской цивилизации», о «цивилизации острова Пасхи». Другие учёные более строго подходят к проблеме. По их мнению, уровень цивилизации достигается лишь при соединении всех трёх признаков.

    Термином «цивилизация» обозначают не только определённый этап в развитии человечества и культуры, но и отдельные культуры, достигшие этого этапа. Локальная цивилизация - это цивилизация какого-либо региона, народа, страны, вполне самостоятельная, самодостаточная. Историки вводят различные деления локальных цивилизаций: по уровню развития (аграрная, индустриальная и т. д.), по характерным чертам экономики (например, торговые), по географическому положению (речные, морские и т. д.).

    Понятие локальной цивилизации играет важную роль в так называемом цивилизационном подходе к мировой истории. Согласно этому подходу, всемирно-исторического прогресса не существует.


    Пирамида фараона Джосера. Саккара. Египет. XXVIII в. до н. э.

    Отдельные культуры или цивилизации проходят разные этапы в своём развитии независимо друг от друга, по собственным закономерностям. При этом естественным является как расцвет, так и упадок культур. Основной стержень подавляющего большинства локальных цивилизаций, их «сверхценность», составляют религиозные системы. Так, сверхценность русской цивилизации - православие. Цивилизационный подход в наше время довольно популярен и на равных соперничает со всемирно-историческим. Его родоначальниками были русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) и немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880 - 1936). Последний, кстати, по-своему определял цивилизацию. Для Шпенглера цивилизация - культура в стадии упадка, когда основные её силы сосредоточиваются в городах и она начинает разлагаться. Но такое определение цивилизации не прижилось в науке даже среди сторонников Шпенглера.

    Понятие цивилизация (civilis)- в переводе с латинского означает «гражданский», «государственный».

    В современном использовании термин «цивилизация» означает определенный уровень общественного развития, определенную историческую эпоху развития культуры. Так, говорят о цивилизации противовес дикости, о цивилизации как общество с определенными социальными институтами.

    Существенным признаком цивилизации является появление государства и связано с ней возникновения права. В Европейской истории цивилизация классового общества (рабовладельческого) пришла на смену родовому обществу. В условиях классового общества государство через институт права берет на себя функцию управления взаимоотношениями между людьми, состояниями, классами- вместо главы рода в первобытном обществе.

    Причинами возникновения цивилизации есть коренные изменения производства, формы собственности, форм труда, возникновения новых технологий, что влечет коренные изменения социальной структуры, появление политики, права, философии, науки.

    Проблема возникновения, сущности, закономерностей цивилизационного развития всегда находилась в центре внимания философов. Существуют различные оригинальные теории цивилизации, которые представлены в творчестве Ж. -Ж.Руссо, И. Канта, М. Данилевского, О. Шпенглера и др. В соответствии с теорией современного философа истории А. Тойнби, цивилизация- это конкретное общество, социокультурное образование, локолизовано в пространстве и времени, Например, цивилизация древнего Египта.

    О. Шпенглер в работе «Сумрак Европы» обосновал мнение, что развитие цивилизации- это признак, «симптом» разрушения, упадка культуры. По его взглядами чем больше развиты наука, техника, технология, то есть цивилизация, тем биьше страдает от их влияния культура.
    О. Шпенглер подчеркивал, что человек берет на себя роль творца, опираясь на технику. Вместе прогрессирует процесс потери духовности, что связано с разрушением христианских ценностей. Итак, человечество становится силой, разрушающей культуру, духовность, человеческое в человеке. В традиции экзистенциальной философии, в творчестве М. Хайдеггера. Н. Бердяева, Х. Ортеги- и- Гасет проблема техники рассматривается как проблема метафизическая, как проблема человеческого существования.

    Н. Бердяев считал, что негативная роль техники проявляется тогда, когда средства (техника) заменяют целые жизни. Техника делайте с человека орудия производства вещей, «вещи становятся выше человека». Н. Бердяев, анализируя проблему техники как проблему человеческого существования, писал: "Техника хочет овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, в раба. Это и есть титанический борьба человека и технизированные ней природы ".

    Известный представитель современной западной философии науки П. Фейерабенд доказывает тезис о негативном- в значительной мере- влияние на культуру такого фактора цивилизации как наука. Он считает, что несмотря на безусловную ценность науки, ее возможности в улучшении жизни человека, наука одновременно вытесняет позитивные достижения более ранних эпох. То есть, наука уменьшает таким образом «степени свободы» деятельности человека, ограничивая свободный выбор моделей социального поведения, нравственно-мировоззренческих ориентиров и идеалов. Стремление науки считать право на истину собственной прерогативой П. Фейерабенд называет «фетишизмом науки». Мнение П. Фейерабенда это, по сути, протест против доминирования технициськои ориентированности мышления и деятельности современного человека.

    Учета факта существенного влияния современных технологий на все сферы жизни человека позволяет дослидникая квалифицировать современный этап развития общества как технологическую цивилизацию (Новая технократическая волна на Западе), технократическое общество (Э. Фромм), техническую цивилизацию (Н. Бердяев), время технологических революций (В. Звегинцев), возраст технологической культуры (Грант).

    В современной философской литературе сформировалось представление о технологии не только как средство, но и как процесс активной целенаправленной деятельности субъекта, в которой реализуются творческие возможности человека в его отношении к миру- природе, культуре и воспроизводятся чисто человеческие отношения, а также условия человеческой деятельности. Формируется искусственный мир человеческой жизнедеятельности, в котором влияние человека на природу, общество, культуру становится все более технологичным. Последнее проявляется как жесткая обусловленность структуры человеческого отношения к объекта деятельности- природы, человека, культуры- практическими целями человека, как жесткая последовательность операций деятельности человека.

    Сущность процесса технологизации заключается в том, что результаты, которые проектируются субъектом достаточно однозначно определяют порядок, схема деятельности, регламентирующих способы ее, а ориентиры и цели деятельности обосновываются функционально, т.е. исходя главной мере возможностью функционирования человека в данной системе- производства, научного исследования, образования, общения, повседневной жизнедеятельности Так, процесс адаптации человека к социальной среде становится, так сказать, освоением технологии повседневной жизни. Естественно, что в таких условиях даже внутренний мир личности подвергается воздействию технологизированы среду, становится объектом технологизации.

    Итак, технологенна цивилизация- это общество с высоким уровнем развития науки, техники, технологии, в котором все сферы жизни подвергаются технологизации. Особенности техногенного общества социологи и культурологи проявляют сравнивая его с традиционным. Традиционное общество (в Европе существовало примерно до XV в.) Характеризуется медленным общественным развитием, медленным развертыванием прогрессивных изменений, если их сравнить со сроком жизни отдельного человека и даже целых поколений. В условиях традиционной цивилизации виды деятельности человека, его средства, цели протяжении веков существуют как устойчивые стереотипы.

    В культуре традиционных обществ приоритетными являются традиции, нормы, сосредотачивают опыт предыдущих поколений. А инновации допустимые лишь в пределах устоявшихся традиций. Классическими примерами традиционных обществ были Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция.

    Техногенное общество возникает в Западной Европе и поэтому его часто определяют и как «западную цивилизацию». Техногенное общество характеризуется значительным динамизмом социальной жизни. В обществах такого типа прогресс осуществляется не за счет расширения культурных зон, а за счет интенсификации деятельности. Главное, что отличает техногенное общество- это новая система ценностей. Принипово новым в ней является то, что ценностью считается инновация, т.е. вообще- принципиально новое, оригинальное.

    Кроме того, характерным и тем, что отличает техногенное общество от традиционного является то, что ценностью становится автономия личности. Если для традиционных обществ личность- это просто элемент в системе корпоративных связей и если человек не вовлечена в определенной устойчивой системы отношений, она не считается личностью, то в техногенной цивилизации человек может менять принадлежность к определенной социальной системы, гибко строить отношения с другими людьми, менять систему культуры, состояние, в котором она существует.

    В. Степин подчеркивает, что техногенная цивилизация формируется на основании античной культуры. Существенным для развития нового, по сравнению с традиционным типом общества, было, во-первых, возникновение демократии как первого способа регулирования социума. Во-вторых- теоретической науки, которая начинается с первой научной теории- геометрии Евклида. Теоретическая наука стала новым способом познания мира.

    Новым шагом к техногенной цивилизации было европейское средневековье. Именно тогда появляется человеческий намерении расшифровки плана Господнего творения, о чем можно судить по развитию философии того времени. Кроме того, средневековая философия обосновала идею исторического течения времени- движение от прошлого, через настоящее к будущему.

    В эпоху Ренессанса закладываются основные закономерности техногенной цивилизации. В. Степин называет их «культурной матрицей» техногенного общества. Собственно техногенная цивилизация разворачивается с ХУ11 вв. и имеет три основных стадии: перединдустриальну, индустриальную и постиндустриальную. Именно в техногенном обществе возникает ориентированность прогресса на будущее. Историческое время воспринимается как необратимый движение от прошлого к настоящему и будущему. В отличие от этого в традиционных обществах время квалифицировали или как циклический, или считали, что «золотой век» уже позади.

    Еще одной особенностью существования техногенной цивлизации есть тяготение к доминированию, через которую обозначают как «агрессивную»- такую, что подчиняет, разрушает культуру традиционных обществ. Такой деструктивное влияние проявляется через утверждение определенных мировоззренческих ориентиров. Ориентиров, которые срабатывают в формировании смыслов в понимании того, что есть человек, мир и т.д.
    Следовательно, влияние техногенной цивилизации на природу, культуру, человека определяется его мировоззренческими ориентирами. Какими именно?
    Мировоззренческие основы техногенной цивилизации таковы, что направляют понимание человека как активно действующего, человека, который ставит и достигает определенных целей в процессе своей деятельности. Мир воспринимается, прежде всего, как обиект деятельности и познания. Доминирующей становится мировоззренческая ориентация, в соответствии с которой считается, что мир существует для человека. В том числе для человека существует и природа, которую, как и мир вообще, человек должен покорить.

    Это принципиальным образом отличается от мировоззренческих ориентаций традиционных обществ, когда деятельностная активность человека рассматривается как скорее нацелена на ее внутренний мир и проявляется в самосозерцании, самопознании, самоконтроле Такие ориентации можно открыть в культуре Древнего Китая, Древней Индии и т.д. Согласно им человека должна приспособиться к действительности, включиться в традиционный течение жизни.

    Специфические мировоззренческие основы техногенного общества определяют и понимание природы как упорядоченного процесса. Такого, что является узнаваемым для человека и является объектом реализации человеческих целей. Принципиально иными являются мировоззренческие основы традиционного общества. В нем природа воспринимается как живой организм, в пределах которого существует и человек. Законы природы и человеческого существования воспринимаются как нечто надрациональне В техногенном обществе формируется мировоззренческое представление о том, что необходимо создать определенную технику и технологию, которые позволят овладеть природой, миром.