Методы игровых технологий в начальной школе. «игровые технологии в начальной школе. Игровые педагогические технологии

Выбор данной технологии в первую очередь связан с тем, что работают с детьми младшего школьного возраста, а игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести - семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью. Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника.

Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся: игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии. Так как в учебном процессе активно применяю технологию проблемного обучения, то создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Задача учителя - научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам - игра.

Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры - это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют роли контролёра, судьи, учителя и т.д.

Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету. Желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки.

Специфическое влияние игровых приёмов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других - замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников.

Успешно применять данную технологию помогает и сама программа образовательной системы «школа 2100», которая включает в себя разнообразный игровой материал.

Так в 1 классе героем учебников стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идёт учиться в первый класс. Петя почти ничего не знает и не умеет и первоклассники помогают ему учиться, объясняют, отвечают на его вопросы, то есть выполняют «роль» учителя, что является лучшим способом самому понять предмет объяснения.

Во 2 классе «сквозные» герои учебника - второклассник Саша и сказочные персонажи - младший домовой Афанасий. Он знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки. Таким образов система уроков во втором классе - это игра - путешествие в сказках т.д.

В 3 и 4 классах постоянно действующие герои - Настя, профессор Александр Николаевич Рождественский и близнецы Оля и Игорь, они путешествуют по страницам истории в далёкое и не очень далёкое прошлое, «разговаривают» с учениками, задают вопросы, на которые дети пытаются самостоятельно найти ответ. Учебный материал насыщен логическими задачами, ребусами, загадками и т.д.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

В данной статье говорится об игровой технологи, которая очень важна для начальной школы. Ведь именно в самом начале обучения школьников важно не потерять их интерес к учебе и познанию нового, в чем нам и помогают игровые технолоии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад учителя начальных классов Н.С. Виллер

По теме «Игровые технологии»

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Необходимо систематически совершенствовать и углублять знания по теории и методике преподаваемого предмета, обновлять методическую литературу, использовать новые технологии в своей работе.

Игровые технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках.

Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок

построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока мы слышим от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.

Технология опыта.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

· В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

· Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

· В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

· Как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

По характеру педагогического процесса:

1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Урок с дидактической игрой.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1 . Игры-упражнения . Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия . Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3 . Игры-соревнования . Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Урок – деловая игра.

Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:

Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

Наличие конфликтных ситуаций;

Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

Контроль игрового времени;

Элементы состязательности;

Правила, системы оценок хода и результатов игры.

Методика разработки деловых игр.

Этапы:

Обоснование требований к проведению игры;

Составление плана её разработки;

Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку

Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:

Знакомство с реальной ситуацией;

Построение её имитационной модели;

Постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;

Создание игровой проблемной ситуации;

Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

Разрешение проблемы;

Обсуждение и проверка полученных результатов;

Коррекция;

Реализация принятого решения;

Анализ итогов работы;

Оценка результатов работы.

Урок – ролевая игра.

В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.

Этапы разработки и проведения ролевых игр:

Подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся.

1." Разброс мнений".

" Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.

Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.

Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.

2. "Вытащи вопрос".

Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.

Начать занятие можно с вопроса: " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?

Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".

После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:

Какие вопросы ученикам понравились,

Какой ответ показался более удачным,

Какие вопросы были трудными,

Доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.

Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.

3. "Правила игры".

Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе.

Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: "Предположим, в школе ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают вас обоих".

После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ:

· какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?

· какое правило, предложенное другой парой, понравилось?

· с каким из школьных правил ученики поспорили бы?

· кого бы ученики хотели видеть лидером класса?

· каковы наиболее важные правила класса?

· с какого класса, по мнению учеников, они могли бы участвовать в обсуждении правил школьной жизни поддерживать их соблюдение?

Работа по составлению правил может проходить только в малой группе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы и встретиться с каждой из них.

4."Незавершенность".

Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.

Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Доклад

подготовила

Виллер Н.С.

2011 – 2012 уч.год


Имитационные игры. Учебная игра-результат имитационного процесса. В ней имитируется предметное содержание человеческого труда, его проблемный характер. На выходе имитационного процесса получаем не игру вообще, а учебную игру.

Имитационные игры как единство игр и имитаций. Имитационную игру можно определить как игровой процесс, в порождении которого принимает игровая имитация; каким является

игровой процесс, зависит в первую очередь от того, что представляет собой игровая имитация.

Смысл ролевой игры усматривается в том, что игроки берут на себя исполнение определённых ролей. Ролевая игра, по Эльконину, является наиболее развитой формой игры. В связи с этим понятие роли позволяет, с одной стороны, проследить за развитием игры, а с другой, заняться исследованием теоретического происхождения ролевой игры как развёрнутой формы игровой деятельности.

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:

моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций;

поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;

наличие конфликтных ситуаций;

обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

контроль игрового времени;

элементы состязательности;

правила системы оценок хода и результатов игры.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:

знакомство с реальной ситуацией; - построение её имитационной модели; - постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

создание игровой проблемной ситуации;

вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;

разрешение проблемы;

обсуждение и проверка полученных результатов;

коррекция;

реализация принятого решения;

анализ итогов работы (рефлексия);

оценка результатов работы.

Тесным образом деловая игра связана с ролевой игрой. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

условные, посвящённые разрешению, например, учебных или

производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т.д.

Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.

На первом этапе рассматриваются организационные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями.

Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с заданиями; сбор материала, анализ его; изготовление наглядных пособий, консультации.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.

Дидактические игры в обучении математике младших школьников

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках применяются различные игровые моменты в начале, в середине, в конце урока. Для проверки домашнего задания необязательно опрашивать устно детей каждый урок, это можно сделать различными способами с помощью загадок, ребусов, кроссвордов.

Дидактическая игра - средство активизации познавательной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках - одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Одним из важнейших факторов развития их интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу, большое значение имеет методика преподавания данного материала.

Дидактическая игра - одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.

Модель воспитательной системы в начальной школе на основе имитационной игры «Архипелаг дружбы».

В последние годы в педагогику вошло понятие "школьная воспитательная система". Его появление обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте, технике. Благодаря исследованиям Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, ЕВ. Бондаревской, О С. Газмана, О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Ю.П. и др. созданы теоретические и методические основы воспитательных систем.

В научной литературе существует несколько определений воспитательной системы, мы опираемся на определение, данное В.А. Караковским, который понимает ее как «ц елостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат".

В начальной школе происходит своеобразная "закладка" как положительных, так и негативных последствий самых первых отношений учителя с учениками, учитель получает ожидаемый результат: дети послушны, исполнительны, заинтересованы, увлечены, это происходит в связи с особенностями возраста учеников, определяющими потребности во всеобщем руководстве и жестком направлении своей учебной деятельности. Но уже в средней школе исполнительность резко снижается, на смену интересу приходят скука, усталость и пассивность, вместо послушания появляется раздраженное непринятие каких-либо указаний. Большинство психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка.

Конструирование воспитательной (личностно утверждающей) ситуации предполагает использование технологий задачного подхода, внутреннего диалога и имитационных игр, требующих деятельность личностных структур сознания учащихся. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребенка также обретает смысл и новую, более сильную мотивацию. Смысл имитационно-игровых ситуаций состоит в возможности играя, решать предлагаемые задания и свободно выражать свои творческие силы. Это особенно актуально для учащихся начальных классов, поскольку потребность в игре с приходом в школу остается по-прежнему достаточно сильной.

Нами разработана имитационно-игровая модель воспитательной системы в начальной школе на основе игры «Архипелаг дружбы», основными целями и задачами которой являются:

Изучение личностных качеств учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе;

Проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;

Формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития личности.

Модель включает в себя 3 этапа с решением определенного ряда воспитательных задач:

1 этап – 1 класс, «Аборигены». Когда дети приходят в первый класс, они становятся "коренными жителями" Школы -аборигенами. В первый год обучения они живут сами по себе, пытаясь найти общий язык с себе подобными и научиться жизни в Школе. Задачи этапа: формирование детского коллектива, воспитание товарищеских отношений, доброжелательности; формирование добросовестного отношения к учебе, воспитание умения дружно работать в коллективе; формирование навыков культурного поведения. Детям рассказывается, что они теперь полноправные жители класса и школы и как аборигенам на островах им предстоит многому научиться.

2 этап – 2 класс, «Острова тайн». На втором году обучения аборигены объединяются в острова дружбы - это временные дружеские группы, временные творческие коллективы, сектора, советы и т.д. Задачи этапа: дальнейшее сплочение детского коллектива; организация внеурочной работы, внеклассных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся; формирование ведущих качеств личности таких как: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость. Острова тайн. Острова - это микрогруппы, советы дела, которые позволяют сплотиться и открывать различные тайны - знаний, здоровья, хорошего настроения. Задача аборигенов-островитян - стать единым коллективом "Архипелагом дружбы", к чему дети приходят на третьем и четвертом году обучения.

3 этап – 3 -4 класс «Архипелаг дружбы». Задачи этапа: сплочение детского коллектива; патриотическое воспитание школьников. Архипелаг - объединение островов, творческих групп, единый дружный коллектив. Жителей архипелага принимают в большое государство Средняя Школа. Модель "Архипелаг дружбы" помогает строить на основе имитационной игры органы самоуправления класса, символы и ключевые периоды жизни класса.

План воспитательной работы класса ежегодно строится в соответствии с моделью воспитательной системы «Архипелаг Дружбы». Основной целью воспитательной работы является создание условий для воспитания патриотизма, развитие самостоятельности учащихся в условиях здоровье сберегающей среды в рамках взаимодействия с семьёй и социумом. Основными направлениями воспитательной работы стали:

1. «Гражданское и патриотическое воспитание» "Маленький архипелаг России". Мероприятия: цикл уроков гражданственности «Россия – многонациональная страна», организация органов самоуправления «Совет архипелага», у частие в школьной деловой игре «Выборы», у частие в конкурсе школьной журналистики «Время действовать!», м есячник Защитника Отечества (встреча с военнослужащими, урок мужества, экскурсия в аэропорт «Кольцово», сбор посылок для солдат), к онкурс «Силачи архипелага», к онкурс инсценированной военной песни, ко нкурс экскурсоводов «На Урале мы живем - все узнаем мы о нем», у частие в празднике для ветеранов, встречи с ветеранами, у частие в школьном смотре строя и песни.

2. «Нравственное воспитание» «Музыка души». Мероприятия: у частие в финале конкурса «Имидж класса», д ень музыки «Я хочу увидеть музыку», день пожилого человека «Маленькие друзья больших людей», КТД «День учителя» День сюрпризов для учителей, день матери «Приплыли мамы к нам на острова» , к лассно-семейный вечер «Право выбора за нами», к онкурс «Мисс и мистер островов», у частие в школьной акции «Салют, Победа!» Праздник для ветеранов, ц икл классных часов «Будь человеком!».

3. «Учеба, интеллект» «От аборигена до академика!». Мероприятия: н еделя «Мои любимые книжки», м атематический брейн-ринг, участие в Рождественской ярмарке школьных компаний, КВН «Мы -экономисты!», Э кскурсии в планетарий, музей радио, «За кулисами цирка», к лассный час «Я стал умнее!».

4. «Здоровье» «Островки Здоровья». Мероприятия: д ень Здоровья «Со мной семья и весь наш класс!», турнир архипелага по футболу, поход выходного дня, конкурс «На зарядку становись!», классные часы «Как правильно питаться» «Пища островитян», фотовыставка « Мы- спортивная семья!», игра «Дорога безопасности», профилактическое мероприятие «Доверие - как шаг к пониманию», спортивный праздник «Аборигены, вперед!», спортивный праздник «Грация –островитянка», шоу-конкурс «Последний герой», участие в конкурсе сочинений и кроссвордов «Путешествие в страну Здравия».

5. «Общение и досуг» "Ты да я, да мы с тобой!". Мероприятия: к онкурс «Таланты и поклонники Архипелага», вечер «Давайте говорить друг другу комплименты», у частие в школьном конкурсе игровых программ «Веселухин ложок», уч астие в КТД «Украсим школу», н овогодняя Елка в семейном кругу, психологический тренинг «Я и ты», у тренник «Милым дамам», конкурс «Сами с усами», шоу-программа «Острова и капитаны».

Построение воспитательной работы в начальной школе на основе имитационно-игровая модели воспитательной системы «Архипелаг дружбы» позволило с плотить коллективы детей и родителей, обеспечить успешное функционирование ученического органа самоуправления, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, повысить качество знаний и дисциплину в классе, создать условия для формирования активной жизненной позиции, самостоятельности, творческого активного участия в общественной жизни, повысить рейтинг класса в школе, повысить интерес родителей к жизни класса и совместному решению проблем воспитания.

Обучающиеся класса включились в различные социальные общности: кружки, секции, посетили учреждения культуры и искусства, где учились общаться с новыми людьми. С овместные классно-семейные мероприятия позволили детям и родителям по-новому взглянуть друг на друга и пообщаться в новой среде и ситуации. П роведенные в классе мероприятия позволили по-новому взглянуть на одноклассников, увидеть в них положительные стороны, таланты и дарования, В течение года устойчиво сложились дружеские отношение, микрогруппы, отношения между ними ровные, дружелюбные. К ранее "отверженному" ребенку дети стали относиться ровно, сочувственно, перестали дразнить и насмехаться, стали защищать его от нападок ребят из других классов. В классе сложилось "Общественное мнение", для которого важно быть дисциплинированным и активным.

Штанова Л.Е.

учитель начальных классов

ГБОУ Школа №544, г.Москва

Имитационные игры как средство формирования экологической культуры школьников

В современном мире экологическое образование школьников стало приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Формирование экологической культуры - это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Началом этого пути является детство. День за днём в начальной школе мы затрагиваем экологические темы на уроках и во внеклассной работе.

Одна из интересных форм экологического воспитания школьников – это организация игр, которые способны вызывать у всех положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

Несмотря на достаточную изученность феномена игры, единого мнения в трактовке понятия «игра» не достигнуто. Кларин М.Н. полагает, что игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Праслова С.Н., методист-географ, утверждает, что игра – это одна из форм проблемного обучения, представляющая собой систему заданий, связанных одним сюжетом и предполагает распределение ролей среди ее участников. В процессе деловой игры участники ставятся в ситуации, требующие от них принятия определенного решения и осознания ответственности за его выполнение.

В обыденном сознании слово «игра» ассоциируется с понятиями «соревнование», «имитация», «подражание», «модель».

Для учащихся соревновательная игра выступает как имитация реальных ситуаций на эмоциональном уровне, позволяющая развить контактность с окружающей средой. По мнению В.И. Розина, в игре проблема «человек - природа» преображается в проблему «личность - мир», преодолевается разрыв представлений о взаимоотношении этих понятий. Достигается приближение к истинному предназначению образования: «осознанию себя как субъекта деятельности и мира» .

Любая игра – будь то соревновательная, ролевая, имитационная или деловая – позволяет в условном мире проиграть, попробовать, ощутить… Игра – это имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться.

Имитационная игра – это захватывающий сценарий и интересные препятствия. Важнейшая цель имитационной игры – сделать из группы учащихся команду. Настоящую команду – с единой целью, взаимовыручкой и умением договориться.

Имитационная экологическая игра - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических заданий, приуроченных к определенной дате.

По всей планете отмечаются различные Международные экологические дни. Список их обширен и охватывает все области науки об окружающем мире. Проводятся акции в защиту птиц, животных, ведётся борьба за чистоту земли, воды, воздуха.

Для выработки правильного отношения к окружающему миру мы в определенные дни проводим тематические игры, разработанные на телевизионных версиях.

В современном мире телевидение предлагает вниманию зрителей многообразные развлекательные программы, построенные в виде игры: «Что? Где? Когда?», «Как стать миллионером», «Умники и умницы»… Эти передачи пользуются огромной популярностью у людей различных возрастов. И дети с огромным интересом смотрят, живо реагируют на них, мечтают стать участниками, поэтому в школе учителя с удовольствием организуют и проводят имитационная игры по принципу телевизионных. Они способствуют повышению интереса к учебной деятельности, повышают уровень культуры, в том числе и экологической.

«Своя игра», посвященная Международному дню птиц

Цель : экологическое воспитание школьников, формирование любознательности при изучении птиц.

Задачи : совершенствование навыков групповой работы; содействие развитию коммуникативных умений, развитие мыслительной деятельности.

Оборудование: компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, которая содержит в себе разноуровневые вопросы, секундомер, колокольчики.

Форма занятия : имитационная игра-соревнование, форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов.

Сегодня выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. Вы будете сражаться за честь своей команды. Разрешенное оружие – смекалка и эрудиция.

Правила игры следующие. Класс делится на четыре команды. Выбираются капитаны и названия команд. Команды приветствуют друг друга.

На экране слайд - таблица с 5 категориями игры и баллами. В каждой категории по 7 вопросов разной стоимости от 10 до 70, итого 35 вопросов, отвечать на которые необходимо в духе соревнования, тем самым, зарабатывая свой первоначальный капитал в виде баллов.

Команды по очереди называют категорию и количество баллов, которые они хотели бы заработать. За правильный ответ команда получает то количество баллов, которое соответствует цене данного вопроса, если ответили неправильно, то это количество вычитают из общего результата. На обдумывание каждого вопроса дается 30 секунд.

Первой начинает команда, которая по жеребьевке вытянула номер 1. Вопрос выбирает команда, правильно давшая ответ на вопрос, если ответ был неверен или никто не дал ответа, то вопрос выбирает команда следующая по порядку, которая последней выбирала тему. Итак, начинаем игру!

На первый взгляд отгадать загадку - проще простого. На самом деле загадка – это настоящее произведение искусства.

Меня сизокрылым

Все с детства зовут.

Как символа мира

И любят, и чтут. (Голубь.)

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова.)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли.)

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь - и был таков. (Пеликан)

На репье он очень ловко

Треплет цепкие головки,

Сыплет семечки на пол

Птичка бойкая...(Щегол)

Живёт на болоте,

Поёт он с душой.

Ноги как спицы,

А сам небольшой. (Кулик)

С ледоходом прилетает,

Черным хвостиком мотает,

Черный с белым хвостик узкий

У изящной...(Трясогуски)

Вспомним названия удивительных птиц.

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри)

Самая крупная птица в России (Дрофа)

Какие птицы самые быстрые (Стрижи)

Какая птица бегает под водой? (Оляпка)

Какая птица носит название писателя? (Гоголь)

Назовите птицу 2016 года, которую выбрал союз охраны птиц России? (Удод)

Подберём названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми.

Задиристый, как … (петух)

Ворковать, как... (голубь).

Важный, надутый, как … (индюк)

Мудрый, как … (сова)

Трещать, как... (сорока).

Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)

Взгляд зоркий, как у … (сокола)

Угадаем, как птицы разговаривают.

Кукушка (кукует)

Воробей (чирикает)

Курица (кудахчет)

Гусь (гогочет)

Сорока (стрекочет)

Филин (ухает)

Журавль (курлычет)

Решая эти задачи, будем тренировать не только вычислительные навыки, но и узнаем интересные факты о птицах.

Скворец делает 200 вылетов за один день. Сколько вылетов сделает скворец за четыре дня? (800 вылетов)

Самой высокой птицей в России считается журавль, герой множества сказок и преданий. Рост журавля достигает 180 см, а самой маленькой - королек. У этой крошки длина 9 см. Во сколько раз размер журавля больше, чем королька? (в 20 раз)

Птица гагара ныряет на глубину 80 метров. Королевский пингвин – на глубину 220 метров. На сколько больше метров ныряет королевский пингвин, чем гагара? (на 140 метров)

Скорость полёта ласточки 150 км/ч. Какой путь проделает ласточка за 3 часа? (450 километров)

На Земле 8500 видов птиц, из них 770 видов живут в нашей стране. Сколько видов птиц живёт в других странах? (7730 видов птиц)

Пара филинов за несколько вечеров съела 85 полёвок, 25 водных крыс, 6 белок, 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филинам? (121 животное)

Дятел за день съедает 753 паука-короеда. Сколько пауков-короедов он съест за неделю? (5271 пауков-короедов)

Подведение итогов. Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты, призы с изображением птиц).