Максимальная скорость мотодельтаплана. Мотодельтапланы и дельталеты: виды особенности и как сделать дельтаплан с мотором своими руками. Параплан или дельтаплан – что выбрать

Что это за летательный аппарат? Какие у него особенности? Трудно ли летать? Насколько это безопасно? Эти и многие другие вопросы обычно возникают перед тем, кто хочет выбрать для себя сверхлегкий летательный аппарат (СЛА). Выбор СЛА дело далеко не простое, и мало кто сможет вам в этом помочь. Дело в том, что у каждого типа летательного аппарата есть свои ярые поклонники, не признающие никакие доводы и твердо уверенные, что их летательный аппарат лучший, многие даже готовы начать «священную войну» против «неверных», поэтому многие форумы становятся полями сражений для приверженцев разных аппаратов. К сожалению, это ни в коей мере не поможет непосвященному человеку, мечтающему подняться в небо. Будем надеяться, что эта статья поможет сделать правильный выбор и еще больше полюбить небо, летать и получать удовольствие от полетов. Мы не будем говорить: «этот аппарат просто отличный выбор, а к этому и близко нельзя подходить». Каждый сделает выводы сам для себя.
Сравнение проведем в виде обзора каждого летательного аппарата с приведением основных технических характеристик.

Мотопараплан (англ. Powered Paraglider , PPG ) – параплан с силовой установкой (СУ), позволяющей взлетать с горизонтальной площадки.
Силовая установка крепиться к подвесной системе и располагается за спиной пилота. СУ может быть как на базе бензинового двигателя, так и электрического (реже). Взлет происходит с ног. Следует различать такие понятия как и парамотор . Парамотор – это силовая установка, включающая небольшой двигатель с воздушным винтом, используемая для полётов на параплане. Крепится либо на подвеске (кресло пилота) – получаем мотопараплан,
либо на тележке – в этом случае получаем паралет. Несомненным превосходством мотопараплана перед всеми остальными летательными аппаратами – малый вес и размер конструкции, позволяющий перевозить мотопараплан в багажнике легкового автомобиля или даже в
общественном транспорте. Также плюсом является низкая стоимость, пожалуй, самая низкая из ЛА с мотором.

Усовершенствованной версией мотопараплана можно считать или паратрайк (англ. Powered Paraglider Trike, PPG Trike ). По сути это тот же мотопараплан, с той лишь разницей, что СУ крепиться к тележке (трайку) и взлет происходит с колес. Это добавляет комфорта при полете и безопасности при взлете/посадке, но несколько теряется мобильность при перевозке.

Характеристики:

  • скорость : наиболее распространенный диапазон скоростей от 25 до 50 км/ч, некоторые парапланы летают быстрее. Увеличить верхнюю границу скорости позволяет использование триммера. Также существуют специальные рефлексные крылья, которые позволяют летать быстрее и имеют более широкий диапазон скоростей.
  • управление : управление осуществляется клевантами (ручное управление) и РУДом (Ручка Управления Двигателем). Точность управления самая высокая из всех летательных аппаратов.
  • взлетно-посадочная полоса : для взлета паралета не требуется специально подготовленных площадок. Достаточно скошенного поля размером 100 на 200 метров для взлета и свободного пространства для набора высоты (еще порядка 200 метров).
  • безопасность : Средняя, благодаря низким скоростям, но требует высокой концентрации и хороших навыков пилота. В связи с тем, что парапланерное крыло подвержено складыванию, необходимо тщательно выбирать погоду и ветер. Наиболее благоприятное и безопасное время для полетов – утро и вечер. Необходимо пройти полный курс обучение. 30% всех несчастных случаев приходится именно на период обучения и первые 10 часов полетов. Еще 20% во время экстремальных маневров и самые серьезные травмы во время запуска двигателя или во время разбега при физическом контакте с вращающимися лопастями. В случае мотопараплана также очень распространены травмы ног и позвоночника во время старта или жесткой посадки.
  • транспортировка : мотопараплан является, безусловно, наиболее легкотранспортируемыми летательными аппаратами. Крыло можно уложить в
    рюкзак среднего размера, а двигатель с ограждением в специальный чехол. В случае паралета, используют небольшой автомобильный прицеп.
  • обучение : Пожалуй, один из самых требовательных к обучению сверхлегких летательных аппаратов, ведь парапланерное крыло требует
    определенной техники управления. Нужно уметь учитывать многие факторы, а навыки довести до совершенства, прежде чем вы сможете считать
    себя пилотом. Нужно не менее 3 дней до совершения своего первого полета, и еще 8 для получения необходимых навыков для осуществления
    самостоятельных вылетов.

Аэрошют (англ. Powered Parachute, PPC ) – летательный аппарат очень похожий на паралет.

Из английского названия видно, что аэрошют – это парашют с мотором. Отсюда и основное отличие – форма крыла, если параплан — это крыло эллиптической формы, то у аэрошюта оно прямоугольное и напоминает парашют. Благодаря такой форме и конструктивным особенностям, аэрошютное крыло имеет большую устойчивость в неспокойном воздухе. Во многих источниках указано, что между аэрошютом и паралетом нет четкой границы и по сути это один и тот же летательный аппарат и разница только в ширине подцепов крыла. На самом деле отличий гораздо больше и сравнить их можно так же, как скажем мопед и тяжелый мотоцикл. Да, оба перевозят людей, оба имеют 2 колеса, руль и двигатель, но это разные транспортные средства. Аналогичная ситуация и у паралета с аэрошютом — в обоих случаях имеется одинаковый набор модулей (тележка и крыло), но аэрошют больше и как следствие расположение пилота и пассажира более комфортное, классическое аэрошютное крыло имеет прямоугольную форму (нужно отметить, что встречаются и элептические аэрошютные крылья, но такого распространения как прямоугольные они не получили), аэрошют способен поднимать больший полезный вес. И главное отличие аэрошюта от паралета: конструкция аэрошюта обеспечивает пилоту и его пассажиру большую пассивную безопасность . Конструкция рамы гарантирует безопасность, в случае возникновения нештатных ситуаций, при старте или во время приземления, крыло гарантирует комфортный и безопасный полет.

Характеристики:

  • cкорость : 40-60 км/ч Скорость, относительно, постоянная величина и мало зависит от того полный газ, половина или двигатель выключен.
  • управление : Управление осуществляется клевантами, но в отличии от паралета, пилот управляет ногами, а не руками (ножное управление) и РУДом. По сравнению с парапланом, может показаться, что аэрошютное крыло медленно реагирует на управление (более вялое). Однако прогресс не стоит на месте. Производители непрерывно работают над улучшением летных характеристик аэрошютных крыльев.И сегодня мы имеем отличные крылья: время реакции на воздействие сократилось, а точность управления повысилась. Благодаря ножному управлению, руки пилота свободны во время полета, что позволяет проводить видео или фотосъемку, или даже охотится.
  • взлетно-посадочная полоса : для взлета аэрошюта не требуется специально подготовленных площадок. Достаточно скошенного поля размером 100
    на 300 метров для взлета и свободного пространства для набора высоты (еще порядка 200 метров).
  • безопасность : Низкая скорость, легкое управление и крыло, прощающее ошибки пилота и устойчивое к турбулентности, делают этот летательный аппарат одним из самых безопасных. Неприятности конечно случаются и с аэрошютами, но всегда по вине самого пилота и происходят в момент взлета или посадки. Наиболее распространенные из них — столкновением с препятствием во время разбега перед взлетом. О надежности и безопасности аэрошюта говорит видео, когда из-за грубого нарушения правил, аэрошют на полном газу улетел один без своего пилота и пролетел 120 км, такое под силу разве что воздушному шару. Как еще одно подтверждение безопасности полетов на аэрошюте, является то, что на него не устанавливают спассистему (она просто не нужна).
  • транспортировка : Аэрошют перевозят на автомобильных прицепах. Самый распространенный вариант – использование самого простого лодочного прицепа, с закрепленными на нем площадками под переднее и задние колеса.
  • обучение : аэрошют – самый простой для освоения летательный аппарат, но несомненно учиться летать нужно. Это позволит избежать многих неприятных
    моментов и получать только удовольствие от полетов. Для первоначального освоения и первого самостоятельного взлета необходимо всего несколько часов.
    Общее время обучения в районе 2-3 дней (это распространенная практика, в т.ч. и в США). Этого времени достаточно для получения основных навыков для
    осуществления безопасных, уверенных и приятных полетов.

Мотодельтаплан (англ. Powered Hang Glider, PHG ) – дельтаплан с силовой установкой.

Летательный аппарат тяжелее воздуха, со стреловидным крылом, управление полётом которого осуществляется смещением центра масс за счёт перемещения пилота относительно точки подвески (балансирный планер).
Силовая установка обеспечивает взлет с ровных горизонтальных площадок и поддержание дельтаплана в воздухе длительное время. Благодаря мотору, пилот с легкостью может достичь необходимой высоты, для поиска восходящих потоков. Взлет осуществляется с ног. Хотя мотодельтапланы имеют наибольшую популярность у опытных пилотов, интерес к ним постоянно растет, особенно в тех местах, где нет холмов для обычного взлета с ног. Дельтаплан с СУ, обеспечивающей взлет с ровных горизонтальных площадок.

Характеристики:

  • скорость : 40 – 90 км/ч. Пилот может регулировать скорость в широком диапазоне, значительно больше, чем у мягких крыльев. Практически можно регулировать
    скорость на 100% от самой медленной, отодвинув трапецию от себя, до максимальной, потянув трапецию на себя.
  • управление : хорошее, зависит от выбранного крыла.
  • взлетно-посадочная полоса : длина полосы должна быть от 100 до 200 метров для разбега и свободное пространство для набора высоты (еще порядка 200 метров).
  • безопасность : взлет и посадка осуществляется на ноги, что увеличивает риск травм ног. Также дельтаплан имеет ряд опасных режимов, таких как сваливание
    дельтаплана, неуправляемое пикирование (встречалось на ранних дельтапланах), кувырок, боковая неустойчивость, приводящая к «голландскому шагу».
  • транспортировка : Крыло можно разобрать и перевозить на крыше автомобиля в специальном чехле, подвеску с мотором в багажнике обычного минивэна.
    Время сборки в основном зависит от крыла, так как подвеска с мотором обычно перевозится в собранном виде. В среднем это занимает до 45 минут.
  • обучение : 25 полетов на обычном дельтаплане, в том числе как минимум один полет в тандеме. Многие пилоты настоятельно рекомендуют пройти обучение
    полетам на дельтаплане, прежде чем переходить к полетам на мотодельтаплане.

Дельталет (англ. Powered Hang Glider Trike, PHG Trike ) — моторный, сверхлегкий летательный аппарат с гибким крылом, по типу дельтаплана, и балансирным управлением.

В отличие от мотодельтаплана, у дельталета силовая установка крепиться к тележке. Тележка может иметь колесное шасси, поплавковое или лыжное.
Дельталеты получили широкое распространение в сельском хозяйстве на хим. работах благодаря возможности поднимать большой полезный вес.

Характеристики:

  • скорость : 40 – 130 км/ч в зависимости от крыла и СУ. Пилот дельталета может регулировать скорость во всем диапазоне (для конкретного крыла) от
    минимума до максимума, в отличие от «мягкокрылых» паралетов и аэрошютов.
  • управление : Управление дельталетом – это сложный процесс, который требует от пилота приложения немалых физических и интеллектуальных усилий.
    Научиться контролировать взлет, парение и посадку сразу не получится. Для того чтобы приобрести достаточные навыки, необходима серьезная теоретическая
    подготовка и, естественно, определенное количество налетанных часов на аппарате.
  • взлетно-посадочная полоса : длина полосы должна быть от 150 до 250 метров для разбега и свободное пространство для набора высоты (еще порядка 250 метров).
    Для взлета лучше всего подходит специально подготовленная площадка, в крайних случаях взлет можно производить с ровной проселочной дороги, теоретически можно
    взлетать и с ровного скошенного поля, но, пожалуй, это лишний экстрим и создание аварийной ситуации еще до полета.
  • безопасность : Средняя или даже низкая, кто бы не утверждал обратного, достаточно обратиться к статистике. При пилотировании дельталета нельзя допускать
    опасных режимов — например, потерю скорости. Свойства обтекания воздухом крыла меняются настолько, что оно становится неуправляемым. Необходимо понимать,
    что на положение крыла влияет сила воздействия телеги, а её значение и направление существенно зависит от траектории. Например, иногда наступает невесомость (
    горка по крутой параболе, верхняя часть петли) пилоту нечем повлиять на полёт. Опасность таит быстрая перекладка с крена на крен — может привести к кувырку,
    а аналоги «кобры» к обратному кувырку. Ввиду инертности управления полет на малых высотах не рекомендуется. Большую опасность представляет винт, не имеющий ограждения.
  • транспортировка : Многие пилоты предпочитают оставлять дельталеты на аэродроме, но большинство могут подготовить свой дельталет к транспортировке
    менее чем за час. Транспортировка осуществляется на прицепе, крыло разбирается, и крепиться на багажнике автомобиля.
  • обучение : не менее 15 полетов на двухместном дельталете с инструктором. Это однозначно не тот летательный аппарат, который можно освоить самостоятельно.
    Наибольший риск при пилотировании возникает у пилотов самолетов или вертолетов, так как управление на дельталете «наоборот». Частые случаи когда ученик при посадке тянет трапецию
    на себе, вместо того чтобы толкать от себя.

Автожир (англ. Autogyro от испанского Autogiro ) также известный как гироплан , гирокоптер , ротоплан

(англ. gyroplane, gyrocopter, rotaplane ) — винтокрылый летательный аппарат. Как и вертолёты, автожиры обладают несущим винтом для создания подъёмной силы, однако винт
автожира вращается под действием аэродинамических сил (набегающим потоком воздуха) в режиме авторотации и выполняет функции крыла. Также автожир имеет второй винт тянущий или
толкающий (чаще), для создания горизонтальной скорости.

Характеристики:

  • скорость : автожир имеет широкий диапазон скоростей: как правило это от 15 до 150 км/час, в зависимости от модели, загрузки и мощности двигателя.
  • управление : автожиры очень отзывчивые на управление, по маневренности они находятся между самолетами и вертолетами, немного уступая вертолетом и превосходя самолеты.
  • взлетно-посадочная полоса : площадка 30 на 120 метров. Некоторые автожиры способны к прыжковому взлету, но большинство автожиров не могут взлетать вертикально, поэтому им
    требуется короткий разбег для взлёта 10-50 м (с системой предварительной раскрутки ротора). Предварительная раскрутка значительно сокращает длину разбега автожира, а при встречном
    ветре взлет происходит почти вертикально. Практически все автожиры способны к посадке без пробега или с пробегом всего несколько метров.
  • безопасность : безопасность автожиров – одна из популярнейших тем для споров. С одной стороны
    автожиры не подвержены штопору, способны совершать мягкую посадку с неработающим двигателем на авторотации, менее чувствительны к термическим потокам и турбулентности (по сравнению
    с дельтапланом и парапланом). Но с другой стороны, у автожира есть несколько специфичных опасных режимов полета, такие как: разгрузка ротора, приводящая к силовому кувырку, мертвая
    зона авторотации, результатом которых может стать падение. Кроме того опасны полеты на автожире в условиях обледенения, т.к. при обледенении ротора он быстро выходит из режима
    авторотации, что также приводит к падению.
  • транспортировка : легко перевозится на прицепе
  • обучение : не менее 15 вылетов. Но для того чтобы безопасно летать необходимо хорошо изучить теоретическую часть и знать обо всех особенностях данного летательного аппарат,
    описанные выше.

Воздушный шар (англ. Hot air balloon ) или Монгольфьер (фр. Montgolfiere ) - аэростат с оболочкой, наполненной горячим воздухом.

Название получил по фамилии изобретателей братьев Монгольфье. Воздушный шар, как летательный аппарат, состоит из оболочки и корзины (иногда называют гондолой). В корзине размещаются газовые баллоны. Нагрев воздуха осуществляется газовой горелкой.

Характеристики:

  • скорость : 0 км/ч, Воздушный шар дрейфует с ветром.
  • управление : для управления воздушным шаром у пилота есть только два главных прибора – горелка и клапан. При нагреве воздуха шар поднимается вверх,
    а при открытии клапана спускается. Таким образом высота воздушного шара регулируется изменением температуры воздуха внутри купола. На разных высотах
    направление ветра меняется, поэтому меняя высоту, пилот может менять направление движения воздушного шара. Особенностью воздушных шаров является то,
    что пилот никогда точно не знает где он приземлится, и как правило, не может вернуться в точку старта. Поэтому воздушный шар нуждается в машине сопровождения.
  • взлетно-посадочная полоса : Для подготовки к полету воздушного шара нужна небольшая площадка, достаточная для того чтобы разложить шар и приготовиться
    к его наполнению воздухом. Но это только в полный штиль, при ветре необходимо учитывать то, что ветер будет сносить воздушный шар в сторону и нужно свободное
    пространство для того чтобы шар смог безопасно набрать высоту и не врезаться в препятствия — деревья, дома, столбы и т.д.
  • безопасность : Если держаться достаточно далеко от линий электропередач и других препятствий, то остается не много причин, что бы что-то
    пошло не так. Конечно, перед полетом необходимо узнать метеорологическую информацию. Для полета на воздушном шаре самыми главными являются три метеорологических параметра:
    • облачность – чтобы не было бури или кучевых облаков,
    • видимость – не менее 5 км,
    • скорость ветра – не более 5 м/сек.
  • транспортировка : удобно перевозить на небольшом автомобильном прицепе.
  • обучение : как и для пилотирования любого летательного аппарата, необходимо пройти обучение пилотированию воздушного шара и получить необходимые навыки.

Человека всегда манило небо. В 70 годы прошлого столетия людей заинтересовал дельтапланеризм.

Полеты на дельтапланах, то есть легких безмоторных летательных средствах, получили любовь людей, склонных к экстремальным видам спорта и отдыха.

Буквально через 10 лет, дельтапланеристы стали участниками Олимпийских игр. Но человеку всегда мало. Дельтаплан подразумевает лишь парение в воздушных потоках. Желание расширить возможности безмоторного летательного аппарата привели к созданию новых видов дельтапланов, которые бы оборудовались двигателями.

Настольная книга конструктора и пилота

Расцвет исследований и экспериментов в области дельтапланов в СССР пришелся на 70-е годы. Что дало толчок бурному развитию в начале 80-х моторных сверхлегких летательных аппаратов. Книга «Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета » была написана Клименко А.П. и Никитиным И.В. - непосредственными участниками тех легендарных событий.

Не смотря на прошедшие годы, большая часть информации в этой книге не утратила актуальность. Она до сих пор считается настольной книгой конструктора и летчика мотодельтаплана. И, хотя эта книга не переиздается в наше время, благодаря развитию информационных технологий, мы можем предложить всем желающим электронную версию книги в формате PDF . Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета

Мотодельтапланы

Сверхлегкие летательные конструкции развиваются по двум направлениям:

  1. Управление рулевыми аэродинамическими поверхностями, к которым относится элерон, интерцептор и т.д.
  2. Балансирное управление

Дельтапланы относятся к летательным аппаратам с балансирным управлением. Были успешные попытки сделать крыло с рулевыми поверхностями, но это слишком усложняет конструкцию и снижает ее надежность.

Телегу от дельталета используют и для полетов с парапланом. Об этом рассказано в другом нашем материале.

Появился новый вид летательной конструкции, которой дали название мотодельтаплан (МД). Существует несколько групп сверхлегкого летательного аппарата (СЛА).

I группа - СЛА, которые стартуют за счет силы разбега пилота, и имеют следующие преимущества:

  • Маленькая масса;
  • Возможность установления двигателя с малой мощностью;
  • Использование для старта площадок с неровной поверхностью.

СЛА первой группы имеют минусы: их нельзя использовать при транспортировке необходимого груза. Кроме того, авиаторам приходится выполнять более серьезные физические нагрузки по сравнению с мотодельтапланами второй группы. Самый популярный вид компоновки двигателя является вариант, когда он находится под крылом МД.

II группа СЛА - имеет шасси, которое бывает колесным или поплавковым. Второй вариант используется для старта с водной поверхности. Вторая группа МД имеет возможность перевозки полезного груза. Аппараты более безопасны, чем из первой категории, так как пилот жестко зафиксирован ремнями и огражден конструкцией; просты в плане взлета и посадки.

При посадке часто происходят ситуации, когда мотодельтаплан сталкивается с поверхностью земли, если его траектория сильно наклонена. Тогда пилот, находящийся под наклоном вперед, может сильно удариться головой или грудью о землю. Единственное защитное действие, которое может предпринять пилот, это завершить полет на СЛА, ногами «поймав» поверхность земли.

Не замерзнуть занимаясь зимними видами спорта вам поможет термобелье. Особенно если вы прочитаете нашу статью и подберете именно то, что вам нужно.

Если вы ищите новые места для покатушек на горных лыжах, смотрите материал о горнолыжном курорте Шерегеш: pro-extrim.com/moutains/alpine-skiing/sheregesh-skiing.html

Компоновка двигателей

Различают несколько категорий закрепления двигателя:

  • Под крылом ЛА. Преимущества компоновки № 2 - установка двигателя на крыло происходит быстро. К тому же, винт находится далеко от пилота, что повышает уровень безопасности и комфортности. За рубежом МД с компоновкой № 2 пользуются наибольшим спросом и поставлены на поток.
  • На мачте. Категория № 3 использовалась, когда мотодельтапланы только начали конструироваться. Недостаток компоновки, что конструкция склонна к потере управляемости и устойчивости.
  • Два мотора: либо на крыле, либо на подкосах. Аппарат с двумя двигателями не имел ожидаемого успеха из-за усложнения конструкции и наименьшей степени комфортности по сравнению с другими МД.
  • На мототележке. Компоновка в подвеске пилота имеет массу преимуществ. Мототележка предназначена для транспортировки груза и пассажиров. Ее закрепляют на крыле летательного средства. К ней непосредственно крепятся шасси, кресло пилота и другие элементы. МД с компоновкой № 5 имеют несложную конструкцию, доступны по цене, обладают отличными эксплуатационными качествами. Выгодно отличаются от других МД усиленным каркасом. Разбора и сборка занимает немного времени, также как и замена крыла. Управление ими напоминает управление спортивным видом дельтаплана.
  • На крыле и подкосах. Встречается реже всего. При небольшой массе имеют существенный минус - невозможность управлять ЛА, когда аппарат накреняется или совершает угловое движение по отношению к главной поперечной оси (тангаж).
  • На фюзеляже. Не эффективная в целом компоновка, которая разрабатывалась на начальном этапе развития мотодельтапланеризма. Используются только в случае рулевой поверхности больших размеров.
  • Два или больше двигателей, на мототележке. Аналог № 5. Различие их в количестве двигателей. ЛА с 2-х моторными тележками изготавливают только, как экспериментальный вариант. Некоторое преимущество перед № 5 и другими аналогиями тележек в том, что балансировать и лететь можно, даже когда работает только один двигатель.
  • Желающим научиться паркуру посвящена наша статья об этом новом виде экстремального спорта.

    Схемы мототележек

    Вантовая

    Легкая мототележка, быстро складывается, хранение ее занимает мало места. Модель - МД типа «Космос». Недостатки - не так прочна и надежна, как другие схемы.

    Преимущества: минимум силовых элементов. По массе немного тяжелее, чем вантовая схема, но производственные и эксплуатационные качества на уровне вантовой. Реже ломается, отличается высокой прочностью и надежностью, что при аварийных ситуациях положительно сказывается на ударных нагрузках. Используется для эксплуатации в жестких условиях. Модель панельного МД - МАИ-2, который построил А.Русак.

    Схема мало используется, хотя и обладает высокой прочностью. Более того, при поломке одного из силовых элементов, вся система остается работоспособной. Минусами схемы являются: множество соединительных элементов и невозможность ее сложить.

    Самая сложная из всех существующих систем. Это полая балка с обшивкой из стеклопластика. Она имеет маленькое аэродинамическое сопротивление. Но невозможность ее сложить усложняет процесс транспортировки. Пример балочной схемы МД - Т-4 на базе спортивного дельтаплана «Славутич-Спорт».

    Дельталеты

    Этот летательный аппарат имеет корпус, колесное, лыжное или поплавковое шасси, мотор с толкающим винтом и крылом управления (как у дельтаплана, но большей площади). Взлетная масса дельталета не должна превышать 495 кг с земли, 500 кг - с воды (по классификации Международной авиационной федерации).

    В основном их делают с трехколесными шасси, которые в зимнюю пору заменяют на лыжи. Если планируется полет с водной поверхности, то дельталет снабжается поплавками. Бывает, когда у ЛА вместо модуля стоит корпус-лодка. Такой вид подразумевает полеты только с воды.

    Крыло дельталета представляет собой дюралевый каркас, который разделен стальными тросами и обтянут мягкой дакроновой обшивкой. Он закрепляется при помощи шарнира к модулю (мототележке).

    Помните, что такое азимут? Здесь вы можете прочитать о том как правильно ориентироваться с помощью компаса.

    Любой дельталет дает авиатору больше возможностей, так как он не ограничивается полетами в воздушных потоках, а зависит от объема топливного бака и наличия в нем топлива. На дельталете можно осуществлять полеты при разных погодных условиях. Плюсами дельталета являются:

    • малый вес в собраном виде;
    • простая сборка и разборка;
    • удобная эксплуатация и обслуживание;
    • универсальность (использование в качестве глиссера или аэросаней);
    • практически не ломается;
    • неприхотливость в отношении скорости и направления ветра.

    Аэродинамические качества ДЛ ниже, чем у дельтаплана. Тем не менее пилот дельталета в случае отказа двигателя может легко спланировать на землю на «крыле».

    Для взлета необходим ровный укатанный участок поверхности, который имел бы в длину от 150 до 250 м; для посадки - от 100 до 150 м. Тележка при разбеге не должна подпрыгивать. Большинство полетов на дельталете происходят на высоте 150-500 метров, хотя при желании можно подняться и до 5000.

    Собираем мотодельтаплан своими руками

    Дельтапланеризм в России имеет довольно солидную историю. Полетам на дельтаплане обучали еще в ДОСААФ. Тем не менее, нельзя сказать, что дельтапланерный спорт находится в пике своего развития. Производство мотодельтапланов с международным уровнем качества практически отсутствует. С другой стороны, у энтузиастов, желающих научиться летать на мотодельтаплане зачастую не хватает средств на приобретение нового аппарата (новый мотодельтаплан стоит не менее 250 тысяч рублей). Частичным решением проблемы является организация региональных клубов дельтапланеристов. Где можно купить мотодельтаплан или дельталет вскладчину. Расходы на содержание и обслуживание аппарата также распределяются на участников клуба. Кроме того каждый вносит посильную помощь в ведении аэроклубного хозяйства (взлетно-посадочная полоса должна поддерживаться в надлежащем состоянии, ангары, где хранятся аппараты тоже требуют ухода и т.п.) Новичкам такие аэроклубы могут предложить обучение полетам на мотодельтаплане.

    Кроме того, многие мастера успешно собирают дельтаплан с мотором своими руками. Для этого по-отдельности приобретаются различные модули. Вот к примеру перечень деталей, которые необходимо купить для того, чтобы сделать мотодельтаплан своими руками:

    • Крыло дельтаплана - новое будет стоить от 50 тыс. рублей
    • Модуль или «тележка» - готовая к эксплуатации стоит примерно 75 тыс. рублей
    • Двигатель - часто используют от небольших иномарок. Например Suzuki G13BB - 50-60 тыс. рублей

    Конечно же, могут быть различные варианты. Например телегу вы можете спректировать и собрать по чертежам, тогда вам нужно будет купить лишь шасси и приборную панель.

    Человека всегда манило небо. В 70 годы прошлого столетия людей заинтересовал дельтапланеризм. Полеты на дельтапланах, то есть легких безмоторных летательных средствах, получили любовь людей, склонных к экстремальным видам спорта и отдыха.

    Буквально через 10 лет, дельтапланеристы стали участниками Олимпийских игр. Но человеку всегда мало. Дельтаплан подразумевает лишь парение в воздушных потоках. Желание расширить возможности безмоторного летательного аппарата привели к созданию новых видов дельтапланов, которые бы оборудовались двигателями.

    Настольная книга конструктора и пилота

    Расцвет исследований и экспериментов в области дельтапланов в СССР пришелся на 70-е годы. Что дало толчок бурному развитию в начале 80-х моторных сверхлегких летательных аппаратов. Книга «» была написана Клименко А.П. и Никитиным И.В. — непосредственными участниками тех легендарных событий.

    Не смотря на прошедшие годы, большая часть информации в этой книге не утратила актуальность. Она до сих пор считается настольной книгой конструктора и летчика мотодельтаплана. И, хотя эта книга не переиздается в наше время, благодаря развитию информационных технологий, мы можем предложить всем желающим электронную версию книги в формате PDF :

    Мотодельтапланы

    Сверхлегкие летательные конструкции развиваются по двум направлениям:

    1. Управление рулевыми аэродинамическими поверхностями, к которым относится элерон, интерцептор и т.д.
    2. Балансирное управление

    Дельтапланы относятся к летательным аппаратам с балансирным управлением. Были успешные попытки сделать крыло с рулевыми поверхностями, но это слишком усложняет конструкцию и снижает ее надежность.

    Появился новый вид летательной конструкции, которой дали название мотодельтаплан (МД). Существует несколько групп сверхлегкого летательного аппарата (СЛА).

    I группа - СЛА, которые стартуют за счет силы разбега пилота, и имеют следующие преимущества:

    • Маленькая масса;
    • Возможность установления двигателя с малой мощностью;
    • Использование для старта площадок с неровной поверхностью.

    СЛА первой группы имеют минусы: их нельзя использовать при транспортировке необходимого груза. Кроме того, авиаторам приходится выполнять более серьезные физические нагрузки по сравнению с мотодельтапланами второй группы. Самый популярный вид компоновки двигателя является вариант, когда он находится под крылом МД.

    II группа СЛА - имеет шасси, которое бывает колесным или поплавковым. Второй вариант используется для старта с водной поверхности. Вторая группа МД имеет возможность перевозки полезного груза. Аппараты более безопасны, чем из первой категории, так как пилот жестко зафиксирован ремнями и огражден конструкцией; просты в плане взлета и посадки.

    При посадке часто происходят ситуации, когда мотодельтаплан сталкивается с поверхностью земли, если его траектория сильно наклонена. Тогда пилот, находящийся под наклоном вперед, может сильно удариться головой или грудью о землю. Единственное защитное действие, которое может предпринять пилот, это завершить полет на СЛА, ногами «поймав» поверхность земли.

    Компоновка двигателей

    Различают несколько категорий закрепления двигателя:

    1. У пилота на спине.
    2. Под крылом ЛА. Преимущества компоновки № 2 - установка двигателя на крыло происходит быстро. К тому же, винт находится далеко от пилота, что повышает уровень безопасности и комфортности. За рубежом МД с компоновкой № 2 пользуются наибольшим спросом и поставлены на поток.
    3. На мачте. Категория № 3 использовалась, когда мотодельтапланы только начали конструироваться. Недостаток компоновки, что конструкция склонна к потере управляемости и устойчивости.
    4. Два мотора: либо на крыле, либо на подкосах. Аппарат с двумя двигателями не имел ожидаемого успеха из-за усложнения конструкции и наименьшей степени комфортности по сравнению с другими МД.
    5. На мототележке. Компоновка в подвеске пилота имеет массу преимуществ. Мототележка предназначена для транспортировки груза и пассажиров. Ее закрепляют на крыле летательного средства. К ней непосредственно крепятся шасси, кресло пилота и другие элементы. МД с компоновкой № 5 имеют несложную конструкцию, доступны по цене, обладают отличными эксплуатационными качествами. Выгодно отличаются от других МД усиленным каркасом. Разбора и сборка занимает немного времени, также как и замена крыла. Управление ими напоминает управление спортивным видом дельтаплана.
    6. На крыле и подкосах. Встречается реже всего. При небольшой массе имеют существенный минус - невозможность управлять ЛА, когда аппарат накреняется или совершает угловое движение по отношению к главной поперечной оси (тангаж).
    7. На фюзеляже. Не эффективная в целом компоновка, которая разрабатывалась на начальном этапе развития мотодельтапланеризма. Используются только в случае рулевой поверхности больших размеров.
    8. Два или больше двигателей, на мототележке. Аналог № 5. Различие их в количестве двигателей. ЛА с 2-х моторными тележками изготавливают только, как экспериментальный вариант. Некоторое преимущество перед № 5 и другими аналогиями тележек в том, что балансировать и лететь можно, даже когда работает только один двигатель.

    Схемы мототележек

    Вантовая

    Легкая мототележка, быстро складывается, хранение ее занимает мало места. Модель - МД типа «Космос». Недостатки - не так прочна и надежна, как другие схемы.

    Панельная

    Преимущества: минимум силовых элементов. По массе немного тяжелее, чем вантовая схема, но производственные и эксплуатационные качества на уровне вантовой. Реже ломается, отличается высокой прочностью и надежностью, что при аварийных ситуациях положительно сказывается на ударных нагрузках. Используется для эксплуатации в жестких условиях. Модель панельного МД - МАИ-2, который построил А.Русак.

    Ферменная

    Схема мало используется, хотя и обладает высокой прочностью. Более того, при поломке одного из силовых элементов, вся система остается работоспособной. Минусами схемы являются: множество соединительных элементов и невозможность ее сложить.

    Балочная

    Самая сложная из всех существующих систем. Это полая балка с обшивкой из стеклопластика. Она имеет маленькое аэродинамическое сопротивление. Но невозможность ее сложить усложняет процесс транспортировки. Пример балочной схемы МД - Т-4 на базе спортивного дельтаплана «Славутич-Спорт».

    Дельталеты

    Этот летательный аппарат имеет корпус, колесное, лыжное или поплавковое шасси, мотор с толкающим винтом и крылом управления (как у дельтаплана, но большей площади). Взлетная масса дельталета не должна превышать 495 кг с земли, 500 кг - с воды (по классификации Международной авиационной федерации).

    В основном их делают с трехколесными шасси, которые в зимнюю пору заменяют на лыжи. Если планируется полет с водной поверхности, то дельталет снабжается поплавками. Бывает, когда у ЛА вместо модуля стоит корпус-лодка. Такой вид подразумевает полеты только с воды.

    Крыло дельталета представляет собой дюралевый каркас, который разделен стальными тросами и обтянут мягкой дакроновой обшивкой. Он закрепляется при помощи шарнира к модулю (мототележке).

    Любой дельталет дает авиатору больше возможностей, так как он не ограничивается полетами в воздушных потоках, а зависит от объема топливного бака и наличия в нем топлива. На дельталете можно осуществлять полеты при разных погодных условиях. Плюсами дельталета являются:

    • малый вес в собраном виде;
    • простая сборка и разборка;
    • удобная эксплуатация и обслуживание;
    • универсальность (использование в качестве глиссера или аэросаней);
    • практически не ломается;
    • неприхотливость в отношении скорости и направления ветра.

    Аэродинамические качества ДЛ ниже, чем у дельтаплана. Тем не менее пилот дельталета в случае отказа двигателя может легко спланировать на землю на «крыле».

    Для взлета необходим ровный укатанный участок поверхности, который имел бы в длину от 150 до 250 м; для посадки - от 100 до 150 м. Тележка при разбеге не должна подпрыгивать. Большинство полетов на дельталете происходят на высоте 150-500 метров, хотя при желании можно подняться и до 5000.

    Собираем мотодельтаплан своими руками

    Дельтапланеризм в России имеет довольно солидную историю. Полетам на дельтаплане обучали еще в ДОСААФ. Тем не менее, нельзя сказать, что дельтапланерный спорт находится в пике своего развития. Производство мотодельтапланов с международным уровнем качества практически отсутствует. С другой стороны, у энтузиастов, желающих научиться летать на мотодельтаплане зачастую не хватает средств на приобретение нового аппарата (новый мотодельтаплан стоит не менее 250 тысяч рублей). Частичным решением проблемы является организация региональных клубов дельтапланеристов. Где можно купить мотодельтаплан или дельталет вскладчину. Расходы на содержание и обслуживание аппарата также распределяются на участников клуба. Кроме того каждый вносит посильную помощь в ведении аэроклубного хозяйства (взлетно-посадочная полоса должна поддерживаться в надлежащем состоянии, ангары, где хранятся аппараты тоже требуют ухода и т.п.) Новичкам такие аэроклубы могут предложить обучение полетам на мотодельтаплане.

    Кроме того, многие мастера успешно собирают дельтаплан с мотором своими руками. Для этого по-отдельности приобретаются различные модули. Вот к примеру перечень деталей, которые необходимо купить для того, чтобы сделать мотодельтаплан своими руками:

    • Крыло дельтаплана — новое будет стоить от 50 тыс. рублей
    • Модуль или «тележка» — готовая к эксплуатации стоит примерно 75 тыс. рублей
    • Двигатель — часто используют от небольших иномарок. Например Suzuki G13BB — 50-60 тыс. рублей

    Конечно же, могут быть различные варианты. Например телегу вы можете спректировать и собрать по чертежам, тогда вам нужно будет купить лишь шасси и приборную панель.

    Дельтаплан - устройство, принцип полёта которого основан на обтекаемости крыльев. Последние имеют особый профиль сечения, за счёт чего при планировании сила давления воздуха внизу становится значительно меньше, чем сила давления сверху. За счёт разницы между ними аппарат преодолевает силу тяжести и взлетает.

    Действует т.н. подъемная сила, напрямую зависящая от скорости, которую развивает управляющий дельтапланом человек. Сам полёт начинается в момент, когда горизонтальная скорость переходит в вертикальную. Именно поэтому вначале аппарат нужно разогнать.

    Можно провести прямую аналогию с полётом птиц, которые обладают большим размахом крыльев. Принцип один и тот же: за счёт попадания в попутный воздушный поток они - это верно в первую очередь для хищных животных: орлов, ястребов и т.д. - планируют полёт, используя подъемную силу.

    Как набрать горизонтальную скорость?

    Существует несколько способов получения высокой горизонтальной скорости, которая в дальнейшем «перетекает» в вертикальную.

    Три распространенных варианта добиться этого:

    • непосредственный прыжок с высоты,
    • набор скорости за счёт двигателя на земле,
    • использование водных лыж и катера.

    Мотодельтапланы: типы

    Существует два типа дельтапланов, имеющие различия в конструкции. Условно они делятся на две группы СЛА. Аппараты первого типа имеют маленькую массу, небольшой двигатель, могут стартовать с любой площадки. Однако их невозможно использовать при необходимости доставки груза.

    Второй тип является более профессиональным: такие дельтапланы имеют специальное шасси (колесные ли поплавковые). Во втором случае старт происходит с поверхности воды. Такие устройства могут переносить определенные грузы.

    Они значительно безопасней для пилота ввиду большого количества фиксирующих ремней и простоты взлёта и посадки.

    Также существует и иная классификация: дельтапланы бывают учебными, прогулочными, спортивными. Соответственно, из названий несложно сделать вывод о сфере применения данных устройств.

    Сколько стоит дельтаплан?

    Достаточно тяжело точно определить диапазон, в котором будут варьироваться цены на современные дельтапланы из-за многочисленности факторов, определяющих стоимость. Речь идёт о материалах, из которых агрегат изготовлен, сложности конструкции, а также индивидуальной накрутки магазина и бренда. Естественно, что Б/У дельтапланы стоят значительно дешевле, чем новые.

    Ориентировочный диапазон цен составляет от трехсот до десяти тысяч евро. В среднем учебные крылья стоят от 300 до 1 500 евро, клубные (прогулочные) - от 700 до 2 500 евро, спортивные - от 2 500 до 4 500 евро.

    На вопрос Как называется дельтаплан с мотором? Как параплан, только крыло жесткое? заданный автором Beiznik лучший ответ это Дельталёт.

    Ответ от 2 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как называется дельтаплан с мотором? Как параплан, только крыло жесткое?

    Ответ от Skydiver9 [гуру]
    Мотодельтаплан


    Ответ от Кристина егорова [мастер]
    «Мото-дельтаплан»: дельтаплан с мотором
    Он был задуман как средство получения экспериментальных данных об устойчивости, управляемости и других аэродинамических характеристиках такого рода аппаратов. Ставилась также задача - довести до высокого уровня безопасность полетов, получить материал для разработки технических требований и норм летной годности, которым должен соответствовать мотодельтаплан. Ведь во многих странах подобные сверхлегкие аппараты применяются не только в спортивных целях, но и для химической обработки посевов с воздуха, связи, наблюдения за состоянием лесных массивов и акваторий, кино- и фотосъемки.
    Этот мотодельтаплан обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками и малой скоростью полета, что в данном случае - преимущество, способствующее повышению безопасности. По технике пилотирования он доступен пилотам-дельтапланеристам средней квалификации, поэтому может служить «летающей партой» и будущим летчикам, и конструкторам, и любителям.
    «Мотодельтаплан» представляет собой гибрид обычного дельтаплана и мототележки. Конструктивная простота, малый вес, складываемость, балансирный принцип управления и наличие двигателя позволяют значительно расширить сферу применения этого сверхлегкого летательного аппарата.
    По схеме - летающее крыло расчалочного типа с трехколесной мототележкой и толкающим воздушным винтом. Выбор такой компоновки продиктован следующими соображениями.
    Во-первых, линия действия тяги винта проходит вблизи центра тяжести аппарата или несколько ниже его, создавая кабрирующий момент. Это желательно: при отказе двигателя мотодельтаплан автоматически переходит на режим планирования, уменьшая полетный угол атаки. А трехколесное шасси делает взлет и посадку, в том числе вынужденную, безопасными.
    Во-вторых, мототележка позволяет увеличить взлетную массу - повысить грузоподъемность и полезную эффективность.
    В-третьих, за счет установки мягкого кресла обеспечиваются более комфортные условия для пилота при сохранении балансирного принципа управления.
    И наконец, в-четвертых, «Мотодельтаплан» конструктивно прост и удобен в эксплуатации. К этому следует добавить, что мототележка пригодна и для его наземной транспортировки.
    В качестве крыла использован серийный учебно-тренировочный дельтаплан «Славутич-УТ» , о котором я рассказывал в статье "Дельтаплан - своими руками".
    Основные силовые элементы его конструкции усилены трубами из Д16Т: боковые лонжероны - внутренними рессорами 40x2 и 36x2 в местах с пиковыми изгибающими моментами; килевая и поперечная балки - бужами, соответственно 40х2 и 39x1.9. Причем килевая балка усилена в месте установки нижних задних тросов, смещенных на 500 мм вперед для обеспечения зазора между ними и воздушным винтом.
    Диаметр боковых нижних тросов увеличен до 3,5 мм (вместо 2,5 мм на серийной модели). Несущий швеллер центрального узла удлинен для больших возможностей балансировки.
    На грифе трапеции смонтирована комбинированная ручка управления дельтапланом и двигателем, что позволило увеличить диапазон изменения центровки. Мототележка подвешивается под крылом в одной точке на двухстепенном шарнире. В остальном крыло дельтаплана «Славутич-УТ» изменений не претерпело.
    Мототележка ферменно-расчалочной конструкции выполнена из труб Д16Т. Элементы горизонтальной треугольной рамы имеют 40х1,5; вертикальной - 40x2. Ось основных колес шасси также из труб 40х2 и 45x1,5. Горизонтальная и вертикальная рамы замкнуты силовым каркасом кресла пилота. Сиденье сшито из авиацента и усилено капроновыми лентами и поролоном; оно имеет привязные ремни с быстродействующим замком фиксации. Для большей жесткости и надежности вертикальная рама связана с горизонтальной регулируемыми растяжками 2,5 мм.
    Все соединения элементов каркаса - шарнирные, позволяющие легко складывать мототележку.
    На вертикальной раме, позади кресла смонтированы моторама и предохранительная опора. Основные колеса шасси размером 280x85 мм - от карта. Ступицы отштампов