Формирование городских агломераций. Агломерация – что это такое. Комплексный инвестиционный план – эффективный инструменты содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Известно, что развитие городов влечёт за собой формирование и рост близлежащих территориальных поселений, которые формируют пригородную зону. В совокупности крупный город (например, в Российской Федерации - административный центр субъекта РФ) и пригородная зона образуют значительный по численности населения, объёмам производства и потребления элемент системы расселения и хозяйственной деятельности любого региона. Для крупных городов пригородные зоны имеют особое значение, т.к. их взаимодействие между собой с течением времени становится всё более тесным и разнообразным, а усиление этого взаимодействия способствует превращению города в агломерацию.

Агломерация (от лат. agglomerare - присоединять, накоплять) - компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.

Определение, данное понятию «городская агломерация» В.Г. Давидовичем, звучит следующим образом: «наиболее развитая локальная группа городов и посёлков… со сложным переплетением тесных экономических, трудовых и культурно-бытовых взаимосвязей, с тенденцией срастания близко расположенных поселений».

Комплексное определение этому понятию дал Ю.Л. Пивоваров: «Агломерация - компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединённая в сложную локальную систему многообразными интенсивными связями - трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала».

К основным элементам агломерации относятся центр, или ядро (обычно крупный город), и пригородная (периферийная) зона. Хотя по отношению к ядру пригородная зона выполняет вспомогательные и обслуживающие функции, они являются определяющими в формировании самой агломерации. А.?Н. Поносов так трактует понятие «пригородная зона» - это «территориальная зона, примыкающая к городской черте, являющаяся неотъемлемой частью города, установленная в соответствии с экономическими, пространственными, трудовыми, рекреационными связями и закрепленная комплексом административных, градостроительных документов».

Современный мир - пространство давно обжитое городскими агломерациями, и агломерационный путь развития - это естественный этап урбанизации. По данным ООН в начале ХХI в. в различных странах мира насчитывалось более тысячи таких агломераций, и в них сконцентрировалось более половины всего городского населения планеты. Кроме того, по мнению ООН, количество горожан к 2050 году вырастет в два раза и достигнет 6,4 млрд. человек. К 2015 году прогнозируется формирование более 900 агломераций с численностью населения более 1 млн. человек.

Основными признаками современных городских агломераций являются:

Компактность? компактное расположение населенных пунктов, главным образом городских;

Наличие транспортных коридоров, позволяющих обеспечивать взаимодействие различных видов транспорта и общность средств доставки населения и грузов;

Доступность (1,5-часовая), которая позволяет при наличии развитой системы транспортных коридоров расширить границы агломерации (при условии других факторов экономической целесообразности);

Концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов, что на территории городской агломерации обязательно;

Высокая плотность населения? концентрация значительных масс населения вдоль транспортных коридоров;

Тесные экономические связи? комбинирование и кооперирование промышленных предприятий при производстве и потреблении промышленной и сельскохозяйственной продукции (показатель - более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);

Тесные трудовые связи: часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное расселение и происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями;

Тесные культурно-бытовые и рекреационные связи: учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поседений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или рекреационными целями;

Тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи, которые реализуются посредством регулярных деловых поездок между поселениями агломерации по делам бизнеса, службы и общественной работы

Высокий уровень функциональной связанности? сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; в большинстве случаев - соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, а и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

Целостность рынков труда, недвижимости, земли;

Правовая самостоятельность поселений? нахождение поселений в пределах своих административных регионов, кроме самых теснопримыкающих;

Многокомпонентность? населенные пункты в силу объективных причин сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

Динамичность, способность к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям.

Наличие городов-центров, городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т.е. не просто наличие города-лидера, но и ярко выраженная связь близлежащих территорий, тяготеющих (миграция, товарные и иные потоки) к этому лидеру - «ядру»; при этом город-лидер имеет административные функции высокого уровня, способен по своему размеру и экономическому потенциалу формировать объединения (агломерации);

Территориально-отраслевой интерес? наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны? город-центр стимулирует развитие городов-спутников, что является средством решения его собственных проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.), а с другой стороны - активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. То есть действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, с меньшим вниманием к территориальным интересам).

Агломерация существует уже сейчас. Строго говоря, агломерация - скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных интенсивными производственными, хозяйственными и культурными связями. Это процесс в первую очередь демографический и экономический, он происходит независимо от наших пожеланий.

Первый признак, по которому можно утвердительно ответить на вопрос о существовании агломерации, - прочные экономические связи между городами. Второй - маятниковая миграция, то есть регулярное перемещение жителей из одного населенного пункта в другой и обратно, например на работу и учебу. Как известно, сейчас 12,2% ангарчан и 22% шелеховчан ежедневно приезжают в Иркутск на работу и учебу, а по крайней мере один раз в месяц бывают в Иркутске 48,7% жителей Ангарска и 72,3% жителей Шелехова. Сколько людей ежедневно приезжают в Иркутск из других пригородных населенных пунктов - Листвянки, Мегета, Большого Луга и других - пока неизвестно, известно только, что устойчивая маятниковая миграция существует.

С экономической точки зрения агломерация - это крупные рынки, интересные для потенциальных инвесторов. Например, единый потребительский рынок, не зависящий от границ городов. Единый рынок труда и недвижимости. Если транспортные системы достаточно развиты, человек, который работает в Иркутске, может купить себе квартиру в Шелехове, на 30% дешевле, рядом с детским садом и аквапарком, а за покупками ездить в огромный мегаполис - и не испытывать при этом никаких неудобств.

Развитие агломерации - это формирование новых стандартов качества жизни на территории - таких, которые удержат здесь население и привлекут новых жителей.

Первый вывод, который может сделать деловой человек из планов агломерации: в каких-то районах Иркутска (а также Ангарска и Шелехова) жизнь начнет бить ключом, а в каких-то поутихнет. Изменятся транспортные потоки, какие-то районы станут более привлекательными для состоятельных граждан, какие-то - менее.

Вопрос о формировании и развитии городских агломераций в России вновь поставлен на повестку дня и вызывает оживленную дискуссию. С одной стороны, идея широко обсуждается во властных кругах, опередив по популярности некогда модную тему использования кластерного подхода как основного инструмента в развитии территории, а с другой – встречает волну негодования в среде экспертного экономгеографического сообщества.

Очевидно, у столь различных настроений по поводу возможностей управления развитием российских агломераций существуют серьезные фундаментальные основания. На наш взгляд, их можно охарактеризовать следующим образом: если властные структуры начинают рассматривать современную городскую агломерацию в качестве еще одного инструмента управления развитием социально-экономических процессов в России, то их оппоненты в большей степени склоны видеть в агломерации сложный феномен, сложившийся естественным путем. Участвуя в дискуссии, они вполне справедливо обращают внимание на внешние следствия развития агломерации, которые часто носят резко негативный характер – ухудшение экологической ситуации в зонах расселения, упрощение системы расселения и ее сжатие и т.п.

Между тем, представляется, что сегодня необходимо пересмотреть само понимание процессов агломерирования, сложившееся в экспертном сообществе. Устаревшее и редуцированное представление об агломерации приводит к недооценке ее положительных эффектов и значительного числа сфер, на которые она может оказать влияние и которыми руководствуются чиновники и политики, делая сегодня выбор в пользу концепции поддержки развития городских агломерации.

С уверенностью можно сказать – процессы формирования и развития городских агломераций в России носят иной характер, нежели они имели место в 1970-1980-е гг., когда в стране формировались так называемые «промышленные» городские агломерации. Последние складывались в условиях доминировавшей «фордистской» системы организации производства и преобладания в крупных городах административной и производственной функций. В СССР агломерации формировались по принципу удобного объединения групп производств (создающих связанные цепочки добавленной стоимости) и размещения вблизи центров производства необходимых трудовых ресурсов. Например, функциональная организация экономики Ленинграда в полной мере копировалась в каждом из его городов-спутников, с учетом изменения масштабов и административной субординации. Основной связывающей инфраструктурой являлась железная дорога, ориентированная, прежде всего, на перевозки грузов.

Такие агломерации действительно не представляют ценности с точки зрения новых экономических и социальных реалий.

Однако сегодняшний интерес к концепции городской агломерации связан с тем, что экспертами зафиксированы принципиально новые процессы развития крупных городских систем. Они напрямую связаны с вызовами, с которыми сталкивается бурно развивающаяся и обновляющаяся экономика России. Эти вызовы кратко характеризует укрупненное представление о механизмах роста экономики нашей страны в средне- и долгосрочной перспективе (см. рис. 1):

Для обеспечения устойчивых высоких темпов экономического роста Россия должна переходить к развитию на основе так называемого нового «портфеля ресурсов» (человеческий капитал, емкие и динамичные рынки, инновации, высокотехнологичные основные фонды и постиндустриальный тип организации производства). Городские агломерации являются локусами постиндустриальных процессов и в этой связи источниками будущей конкурентоспособности России в глобальной экономике. Поэтому интенсивное развитие крупных городских агломераций должно стать важной задачей в рамках стратегии развития РФ на долгосрочную перспективу.

В рамках исследования ЦСР «Северо-Запад» новых вызовов и процессов, развивающихся в Москве, Санкт-Петербурге и их агломерациях, были выявлены следующие важнейшие этапы развития крупных городских агломераций: (1) индустриальная агломерация, о которой мы уже упоминали; (2) агломерация трансформационного периода (в Западной Европе и США он протекал плавно в течение 1960-1970-х гг. и был связан с переходом к «распределенным» моделям организации производства, развитием сектора услуг и формированием предпосылок для складывания экономики постиндустриального типа, тогда как в России он оказался скоротечным и совпал с быстрой трансформацией всей социально-экономической системы страны в конце 1980-х - начала 1990-х гг.); (3) динамичная агломерация и (4) развитая постиндустриальная агломерация. Краткая характеристика каждого этапа представлена на рис. 2:

Фактически переход от индустриальной агломерации к постиндустриальной проходит три основных фазы. Эти фазы объединяют в себе комплекс реальных социально-экономических процессов (уже произошедших, либо протекающих в настоящий момент в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях), изменяющий функциональную и пространственную структуру экономики территории и являющихся основанием для принятия важнейших инвестиционных решений со стороны федеральных и региональных органов власти.

Первая фаза развития предполагает агломерацию (укрупнение) рынка труда. В РФ катализатором трансформации рынка труда стал резкий спад промышленного производства. В наиболее жесткой форме он проявился в небольших промышленных городах. В результате сектор услуг на протяжении всех 1990-х гг. оставался практически единственным направлением, обеспечивающим одновременно рост занятости и адекватный уровень доходов для населения. Наиболее динамичными очагами развития сферы услуг стали центральные районы крупных городов, которые начали «пересобирать» управление потоками товаров, информации, капиталов и трудовых ресурсов.

Следствием этого стало увеличение трудовой маятниковой миграции в центры городов из пригородов: в Москве она резко увеличилась в конце 1980-х – начале 1990-х гг., в Петербурге – в середине 1990-х гг. - и сохраняется на высоком уровне и сейчас. При этом на трудовую маятниковую миграцию из пригородов в центр накладывается потребительская маятниковая миграция. В итоге «вылетные» автомагистрали и пригородные электропоезда мегаполисов перегружены, особенно в часы «пик». По некоторым оценкам, до 50% населения такого города как Гатчина (удаление от Санкт-Петербурга составляет десятки километров) ежедневно отправляется на работу в соседний мегаполис. Все это привело к формированию фактически единого, более мощного во всех отношениях рынка труда складывающейся агломерации.

Вторая фаза перехода к постиндустриальной агломерации состоит в формировании единых рынков торговой, жилой и производственной недвижимости. Ряд функций «ядра» города (потребление, развлечения, производство) перемещается на периферию и в подцентры – там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). В Московской и Санкт-Петербургской агломерациях эти процессы протекали крайне интенсивно и привели к складыванию в короткий период времени мощных центров потребления как в ткани самих городов, так и в пригородах, непосредственно прилегающих к «вылетным» автомагистралям.

Характерной особенностью этой фазы является рост благосостояния населения и, как следствие, рост автомобилизации и мобильности жителей. Теперь они готовы не только совершать длительные поездки за город за покупками, но и более охотно меняют место жительства. В результате, Московская Кольцевая автодорога (МКАД) и Кольцевая автодорога (КАД) в Санкт-Петербурге выполняют не только и не столько функцию объездных автодорог, но являются фактически элементом единого транспортного каркаса агломераций: на МКАД и КАД складываются пояса торгово-развлекательных (ТРК) и логистических комплексов. Такие ТРК появляются и в основных горо, дах-спутниках. Новые заводы, ориентированные на рынок Москвы, производители размещают главным образом в Подмосковье, стремясь снизить, затраты на землю, недвижимость и трудовые ресурсы. С конца 1990-х гг. Москва и Подмосковье переживают бум комплексной жилой застройки. Примером схожих процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является проект комплексной жилой застройки Кудрово.

Я училась в Москве, которая является ядром Московской агломерации. Я знала, что вокруг Москвы скучковались другие города, но почему они вдруг стали частью агломерации, понятия не имела.

Понятие «агломерация»

Под агломерацией стоит понимать некий тип урбанизации, при котором скапливаются населённые пункты, близкие территориально, имеющие экономические связи, общую инженерную инфраструктуру, транспортную сеть, техническую и социальную базы, культурные и производственные отношения.


Структура агломерации

В таком масштабном образование как агломерация различаются принципиально отличающиеся зоны. Скромная по размерам территория, являющаяся административным, деловым и культурным центром образования, является историческим ядром города. Оно с близлежащими интенсивно застроенными территориями представляет центральную зону. Территория старого пригорода, которая превращается в деловые кварталы, именуется внешней зоной города. Спальные районы, промышленные зоны объединяются в многоэтажные массовые застройки. Пригородными считаются развивающиеся территории, отдалённые от ядра.


Этапы формирования агломераций

Формирование подобных образований происходит в 4 этапа:

1. Агломерация - конгломерат урбанизированных территорий, которые располагаются близко и объединены производственными связями. Отсутствует единый рынок земли, труда, недвижимости. Такие не до конца сформировавшиеся объединения можно называть «индустриальными».

2. Усиливаются маятниковые миграции в сторону центра агломерации. Появляется единый рынок труда.

3. Этап развитой агломерации. Появляется функционально связанное пространство, образуется единый рынок, и теперь ряд функций ядра образования перемещается на периферию, города-спутники. На этом этапе развиваются пригороды. Агломерация трансформируется в важную единицу в территориальной структуре экономики на национальном уровне.

4. Этап встраивания в глобальные экономические процессы. Это стадия постиндустриальной агломерации. Развивается интеллектуальная городская инфраструктура.

«Без образования городских агломераций пространственное развитие РФ бессмысленно».

В ходе жарких и нелицеприятных дискуссий на Общероссийском гражданском форуме, организованном Комитетом гражданских инициатив между его организатором экс-министром финансов Алексеем Кудриным и Мэром Москвы Сергеем Собяниным, данный тезис единственно не вызвал возражений ни у одной из сторон.

А иначе и быть не может. Ведь исторически, Российская Федерация – это «страна городов», которые представляют собой узлы фундаментального каркаса страны, так называемое «сердце» системы расселения. Посыл к процессу пространственного развития в нашей стране всегда будет исходить из мест наибольшего скопления человеческих ресурсов.

Город со временем достигает критического порога своего пространственного развития и превращался в агломерацию. Безграничные пространства России испытывают необходимость в создании агломераций, так как только с их помощью можно осуществить действенное экономическое освоение территорий.

К этому обязывает и положение страны, находящейся в тяжелой экологической ситуации, а также неизбежность стимулирования развития крупных городских агломераций, где есть возможность осуществления объединенных проектов развития.

В нашей стране городские агломерации – одна из важнейших форм территориальной организации экономики. В России имеется более тридцати агломераций, в них сосредоточено более 35 % населения и примерно 40 % научного и кадрового потенциала.

В агломерациях сформированы наиболее удобные условия для создания рыночной инфраструктуры и появления новых экономических взаимоотношений.

На территории агломерации сосредоточен мощный промышленный потенциал, характеризующийся интенсивными внутренними производственно-технологическими инфраструктурами и социально-трудовыми связями. Агломерация характеризуется высоким уровнем диверсифицированности, вследствие чего обладает наибольшей устойчивостью в сложных рыночных условиях.

Побуждает к созданию агломераций и нынешняя борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), гарантирующий стабильность системы обеспечения жизнедеятельности в полном объеме.

Очередной импульс агломерационному процессу был придан в 2013–2014 гг. согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года разработанному Министерством Экономического Развития Российской Федерации.

Согласно данному документу, основным направлением пространственного развития России станет увеличение насыщенности человеческого капитала, инфраструктуры, ресурсов в больших городах и создание двадцати агломераций с численностью населения более 1 млн. человек. Эти агломерации будут способны реализовывать специализированные интернациональные функции в мировом разделении труда, станут локомотивами роста, будут развивать новые инновационные кластеры.

Крайне негативные внешнеполитические процессы, естественно, несколько затормозили практическую реализацию агломерационной перестройки пространственного развития России, но не понизили степень актуальности данной проблемы.

О некоторых проблемах и перспективах агломераций в нашей стране и пойдет речь в настоящей публикации.

Понятие «городской агломерации» в рамках законодательной импотенции

В первую очередь необходимо уяснить содержание понятия «агломерация». С точки зрения размещения производительных сил в регионах страны, существует такое понятие, как «промышленная агломерация». Это территориальное экономическое образование, характеризующееся мощной концентрацией различных предприятий, инфраструктуры, инновационных и научных учреждений с весьма значительной плотностью населения.

Преимущества промышленной агломерации очевидны и безусловно впечатляют. Она позволяет сократить необходимую площадь используемой территории примерно на 30 %, количество производственных зданий и сооружений - на 25%. Благодаря наличию общей инфраструктуры и объектов подсобно-вспомогательного назначения затраты сокращаются в среднем на 20%.

Однако, как форма расселения, агломерация имеет несколько иное определение, более глубокое, охватывающее больший спектр экономических и социальных процессов, существующих и протекающих в регионе.

Вот как трактуется термин «агломерация» в современном экономическом словаре. Это компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но и обладающих развитыми культурными, производственными связями. В продолжение определения сообщается, что термин относится в основном к городским поселениям, т. е. речь идет о городских агломерациях.

Академик А.Г. Гранберг дает такое определение: агломерация – территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты.

По мнению профессора Т.В. Караковой, агломерация - это города и населенные пункты, коммуникации, промышленность и транспорт.

Профессор Т.Я. Ребайн определяет агломерацию как группу населенных мест, объединенных территориальной близостью, наличием трудовых и культурно-бытовых связей, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение, причем производственные, административные и другие связи не являются важными для выявления границ агломерации.

Резко бросается в глаза и привлекает удивленное внимания явная несогласованность в названиях городских агломерационных объединений, предположениях и стратегиях социально-экономического обновления территорий. Так в чем же здесь проблема?

В России правовой статус агломераций, их статистический учет и механизм регулирования не определен, что позволяет утверждать о законодательной импотенции данного понятия и не позволяет рационально и эффективно разрабатывать планы и программы развития городских агломераций.

Часто и безрассудно смело упоминая об городской агломерации, наши законодатели как то не умудрились внести в Градостроительный Кодекс РФ её определение. Слава Богу есть возможность воспользоваться зарубежными понятиями.

Агломерация (от лат. присоединять, накоплять) – компактное территориальное размещение городских населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Данный термин был впервые внедрен М. Руже (1973) для обозначения ситуации, когда границы поселения выходят за рамки административных (политических) территорий.

В специальной литературе ряд авторов предлагает определять агломерации как группу населенных мест, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение. Вот только возникает вопрос – передвижение на каком виде транспорта? Согласитесь, одно дело – скоростные виды транспорта: автомобили, метро и электрички и другое – на велосипеде, верхом на осле или вообще «одиннадцатым номером», то есть пешком.

В ЕС агломерацией (метрорегионом) принято считать территорию, численность населения которой составляет 250 тыс. жителей (по данным Eurostat). Зарубежное и отечественное изучение феномена городской агломерации позволило уточнить его определение следующим образом:

Городская агломерация – это компактная и относительно развитая совокупность дополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамичное единство.

Из истории агломерационных процессов в России

Говоря о развитии агломерации в России, следует упомянуть, что в нашей стране тенденции расселения населения имеют глубокую историческую подоплёку. К концу ХVIII территорию России более или менее равномерно покрыла сеть губернских и уездных городов, где за каждым крупным городом была закреплена достаточно большая территория для опеки.

Это было результатом реформы, задевшей административно-территориальные устои Российской Империи, которая была проведена Екатериной II в 1775–1785 гг. Одним из последствий реформы стало отдаление на значительные расстояния друг от друга городов, выполнявших административные функции.

Первые предпосылки появления городских агломераций в России начали появляться в XIX веке, как результат становления капиталистических отношений. Наиболее важными предпосылками можно назвать индустриализацию, быстрый рост важнейших городов и расцвет железнодорожного строительства.

Вопреки тому, что российская система городов была еще слабо развита, в 1913 году были сформированы и развиты только 4 крупных города: Москва, Рига, Санкт-Петербург и Одесса. Уже тогда в пригородах и близлежащих территориях были расположены фабричные и мануфактурные сёла и посёлки

В то время цикл производства и труда был закрытым, изолированным и не выходил за пределы муниципальной единицы. Между крупным городом и окрестными территориями не были завязаны ни производственные, ни трудовые, ни социально-культурные связи, так же отсутствовала маятниковая миграция, то есть регулярные циклические поездки, например, с рабочими или торговыми целями.

Полноценные агломерации в России начали появляться только в ХX веке. Единственным исключением является Санкт-Петербург. Город-ядро и города-спутники создавались и развивались одновременно. Причиной тому являлось первоначально задуманное разделение функционала городов-спутников. Например: Петергоф, Гатчина, Царское село – резиденции; Кронштадт – крепость; Сестрорецк, Колпино – центры промышленности. Шло развитие не только близлежащих спутников, но и отдаленных, примером чего является Лодейное Поле, ставшее колыбелью Балтийского флота.

Агломерация Санкт-Петербурга, возникшая намного раньше, чем агломерации получили повсеместную распространенность, была феноменом в способах расселения городского населения, продолжала развиваться, являясь уникальным примером городского устройства.

На рубеже XIX–XX веков бурное развитие промышленности сменило тенденцию размещения фабрик и заводов на территории крупных городов на новую тенденцию – расположение предприятий в пригородах городов, а именно в сёлах, поселках вблизи железнодорожных станций.

Урбанизация советского времени благодаря активной индустриализации усиливалась с огромной скоростью, но вторая мировая война послужила причиной замедления процесса появления и развития агломераций в нашей стране.

В послевоенные годы происходил своеобразный рывок для дальнейшего развития. В годы после окончания второй мировой войны наблюдался рост числа городских агломераций, в наибольшей степени в районах, бывших тыловыми во время войны. За 60-е и 70-е годы сформировалось множество городских агломераций, общая совокупность возросла вдвое, более половины городских жителей страны проживали в агломерациях.

Особая интенсивность агломерационных процессов в СССР наблюдалась в 70-е гг. Тогда были сформированы шесть двухъядерных (полицентрических) агломераций: Крымская (Симферопольско-Севастопольская), Днепропетровско-Днепродзержинская, Горьковско-Дзержинская, Ярославско-Костромская, Кавминводская, Фергано-Маргиланская.

Наблюдался рост территорий городов-ядер, а также формирование мощных городов-спутников в периферийной зоне, что способствовало росту агломераций в целом.

В 80-е гг. общая тенденция роста численности населения и площадей агломераций продолжилась. Начался процесс усиления роли пригородов, так же стали укрепляться и формироваться связи пригородов, периферийных зон, городов-спутников с центральными городами агломераций.

Что есть что городская агломерация в Российской Федерации

Сейчас в России насчитывается 1 100 городов. За более чем тысячелетнюю историю нашего государства происходили кардинальные изменения в его составе, хозяйственном облике, в размещении производительных сил. Но неизменной во всех этих процессах оставалась выдающаяся роль городов - главных фокусных точек социально-экономического развития и административно-территориального устройства страны, чье побудительное влияние распространялось на тяготеющие к ним территории. Но отнюдь не каждый город Российской Федерации может и должен стать ядром городской агломерации.

В настоящее время в Российской Федерации естественно сложились 50 городских агломераций. Из них 43, или 80%, расположены в европейской части страны. Однако лишь семь городов-миллиоников, включая Москву, Санкт-Петербург, Самару, Тольятти, Екатеринбург, Нижний Новгород и Новосибирск полностью попадают под упомянутое выше определение.

Безусловно, на территории России наиболее развитой является моноцентричная Московская агломерация, полноценно прошедшая все необходимые этапы развития и имеющая четко выраженное членение своей территории.

Причем, в ходе дискуссии мэр Москвы неоднократно говорил, что Москву нельзя сравнивать ни с какой другой агломерацией или с крупным городом – Парижем, Стамбулом, Нью-Йорком, Лондоном, потому что в Москве и Московской области живет значительно больше людей. По мнению столичного мэра, в московской агломерации на сегодняшний день уже пребывает 30–35 млн человек, включая близлежащие области, куда ездят москвичи на лето, а местные жители работать в Москву. «Это ядро страны, исконное ядро, причем без нефти и газа», – заметил он.

По словам Собянина, Москва – это «не черная дыра, которая высасывает таланты со всей страны, а драйвер экономики». «Развитие агломераций приводит к развитию конкуренции и укреплению обороноспособности страны, а Россия всегда находилась под ударом, и сегодня под ударом, пусть и не в военном смысле», - добавил он. По утверждению мэра, производительность труда в Москве в 2,5 раза выше средней по стране и в 5−7 раз выше, чем в сельской местности.

В качестве формирующихся агломераций можно рассматривать город Санкт-Петербург и прилегающие к нему территории Ленинградской области, ряд других городов, прежде всего городов-миллионников и тесно связанных с ними территорий соседних субъектов.

Историческое развитие территорий и поселенческих групп России, прямо обуславливает формирование городских агломераций в России. Однако эффективное развитие городских требует государственных ресурсов и управленческого воздействия.

Особенность российских агломераций – освоение и обустройство крупными городами обширных зон неблагоустроенной сельской местности с организацией производства и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, а также уникальная российская форма сезонного расселения многомиллионной численности горожан в объединениях садоводства, огородничества и дачного строительства.

По сему, стихийное развитие неподготовленных территорий, зачастую приводит к негативным последствиям, например, к дорожным пробкам, к увеличению разрыва между доходами муниципальных единиц, находящихся ближе к центру и на периферии, к увеличению затрат на строительство и содержание дорожных и инфраструктурных единиц.

На сегодняшний день, агломерационная форма расселения образуется и на основе сочетания «крупный город – город», «крупный город – регион», «регион – регион». Определяющую роль здесь играет не масштаб центра притяжения, а устойчивые социально-экономические связи, высокая мобильность населения, взаимозависимость и взаимообусловленность развития субъектов, объединенных общностью использования трудовых ресурсов и единой инфраструктурой.

В 2013 г. была разработана «дорожная карта» развития агломерации в Российской Федерации для дифференцированного управления ими.

Множество предприятий различной величины и разного профиля формируют производственный комплекс российских агломераций. Агломерация, как правило, характеризуется мощным промышленным потенциалом и высоким уровнем территориальной концентрации производственных фондов, интенсивными внутренними производственно-технологическими инфраструктурными и социально-производственными связями.

Эта сложная многоотраслевая система определяет специализацию в территориальном разделении труда. И месте с тем производственный комплекс агломерации в современных сложных рыночных условиях является наиболее устойчивой территориальной организацией производительных сил и легко адаптируется к различным изменениям среды в результате возможности перераспределения функций и различных ресурсов внутри самой агломерации.

И Мэр нашей столицы вовсе не бахвалился на Общероссийском гражданском форуме, приводя убедительные аргументы в пользу вышенаписанного. К примеру, Москва не высасывает деньги из регионов, но напротив, производит 21% от ВВП страны и каждый десятый пенсионер в России получает пенсию из денег москвичей.

О мировой практике агломерационного расселения

В основе развития городских агломераций в зарубежных странах, которое является успешным и результативным, лежит «агломерационное мышление». Это формирование взгляда на территорию как на единое целое, а не на совокупность частей; развитие территории целиком, а не предпочтительно центра; а так же стремление к согласованию интересов всех участников процесса (жителей, администраций муниципалитетов, частного предпринимательства и т.п.).

Административные границы, конечно, имеют значение, но они не могут быть определяющими. Ведь во многих зарубежных странах, некоторые поселения в составе агломерационной формы расселения, остаются формально разрезанными административными границами муниципалитетов, однако ни бизнес, ни население этого совершенно не замечают.

Хотя у каждого участника агломерационного процесса есть свои интересы. Центральные города боятся уменьшения финансирования, города на периферии заинтересованы в сохранении унитарности, элита находится под угрозой снижения власти и статуса.

В мировой практике отмечаются два основных пути развития систем расселения, которые бывают параллельны, а иногда и пересекаются: естественный, когда функционирование существующих и появление новых населенных пунктов, развитие между ними межселенных связей осуществляется за счет общего развития, и регулятивный, когда «разгрузка» крупнейших городов, создание новых центров притяжения реализуются через активно поддерживаемые государством проекты.

В зарубежных странах целью грамотного и успешного развития городской агломерации становится создание всех условий для компенсирования имеющихся издержек. Так, например, теряя унитарность, муниципальные образования получают взамен блага, которых у них не было при независимом развитии.

В зарубежных странах можно найти множество примеров стимуляции улучшения межмуниципальных взаимодействий. Например, муниципалитетам во Франции, которые реализуют совместный проект по созданию агломерации, предоставляется финансовая компенсация в размере от 10 до 50%. Японским муниципалитетам, объединившимся в агломерацию, выплачивают дополнительные 25% к их бюджету на протяжении пяти лет. Европейские страны, реализовав в 70–80-е годы XX века проекты «Большой Париж» и «Большой Лондон», доказали эффективность и целесообразность таких программ как комплексное градостроительное, инфраструктурное, в особенности транспортное, и социально-экономическое развитие.

Пока за рубежом нет научных доказательств необходимости единого органа управления в агломерациях помимо существующих органов власти. Анализ мирового опыта показывает, что оба варианта (наличие или отсутствие собственных институтов власти) могут вполне успешно сосуществовать и применяться в различных ситуациях.

Так, «столичная» агломерационная форма расселения Рандстад в Нидерландах уже много десятилетий «живет» без единого органа управления, а вот Большой Лондон им располагает. Как правило, существуют общие градостроительные структуры для координации процессов создания единого городского пространства.

Наиболее перспективным типом агломерации является полицентрический тип, когда помимо основного города-ядра, на территории агломерации будут созданы еще несколько ядер, в которых так же будет концентрация бизнес центров, музеев, жилых комплексов. В подавляющем большинстве городских агломераций в мире стараются сохранить автономию и своеобразие муниципалитетов, входящих в их состав.

В США большую популярность приобретает применение специализированных округов (органов созданных для оказания услуг) с целью управления работой систем общественного транспорта, канализации и водоснабжения, контроля над работой больниц, вокзалов, аэропортов. Наряду с этим действует и другой проект (например, в Лос-Анджелесе) сутью которого является предоставление базовых услуг муниципалитетам агломерации посредством центрального города.

Следует так же отметить, что понятие «агломерация» связано не только с мегаполисами и городами-миллионниками. Оно зачастую применяется и к средним и к малым городам, которые имеют для этого объективные условия.

Так, например, во Франции не является исключением случай, когда небольшие города (до 100 тысяч) объединяются и создают агломерацию для организации развития пригородов, строительства жилья, создания рабочих мест, улучшения качественных показателей жизни горожан.

Примером может послужить и Канада, где существует всего шесть городских агломераций с численностью населения более 1 млн. чел и более чем 80 городских объединений с меньшим населением.

Необходимо, обобщив вышесказанное, выделить следующие особенности развития городских агломераций в зарубежных странах:

  • Наличие правового обеспечения агломерационных процессов.
  • Создание агломераций из группы небольших городов для улучшения качества жизни.
  • Рассмотрение развиваемой территории как единого целого, а не группы поселений, находящихся под влиянием крупного города.
  • Развитие территории целиком, а не только города-ядра.
  • Согласование интересов всех участников процесса.
  • Стимуляция процессов межмуниципального взаимодействия (субсидирование).
  • Развитие территорий на проектной основе.

Использование положительного опыта управления, накопленного западными странами, разумеется, вполне возможно для Российской Федерации, и в первую очередь – для совершенствования механизмов управления развитием агломерационных форм расселения. В решении этого вопроса, как нам представляется, первостепенное значение имеет выработка принципов и требований к конструированию системы и механизмов управляющих воздействий.

Заключение

В XXI веке такая форма территориального расселения населения как агломерация претендует на превращение в основу организации урбанистического пространства, главным типом расселения городских жителей, который концентрирует в себе ключевую составляющую жизнедеятельности человека. Улучшение территориальной единицы входящей в состав городской агломерации, влечет за собой ряд преимуществ, таких как:

  • концентрация научных и экономических потенциалов, реализация административно-организационных функций, обширный выбор услуг, улучшение качественных показателей жизни и культуры;
  • максимально эффективное применение трудовых ресурсов, большое количество рабочих мест и отраслей, снижение уровня безработицы;
  • наиболее рациональное использование потенциала экономико-географического расположения и ресурсов данной территории;
  • потенциал для регулярного использования культурных ценностей;
  • максимально интенсивное и эффективное применение имеющейся территории.

Сегодня, в посткризисное время, появилась потребность территориальной реорганизации России, предусматривающей дробление территории страны на агломерации, что становится еще более приоритетным направлением. Об этом и велись дискуссии на Общероссийском гражданском форуме 21-22 ноября 2017 года.

Участники дискуссии напрямую связывали будущие совершенствование и реконструкцию экономики России с требованиями, которые создаются внешней средой, а также выполнением в России новой территориальной политики, полагающей образование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе.

На сегодняшний день процессы появления и развития городской агломерации хорошо изучены. Разработано множество методик, позволяющих отнести территорию к ГА. Не смотря на то, что агломерации в России существуют, и вопросы их изучения имеют большое практическое значение, понятие «агломерации» как таковой является теоретическим, отсутствует какая-либо законодательная база для данного явления.

Из-за отсутствия законодательной базы, имеется значительный круг проблем не только в процессе управления, но и при создании документов территориального планирования.

Это порождает излишнее количество разнообразных методик и споров, касательно обоснованности применения термина «агломерация» к тем или иным территориям. Отсутствие единого общепринятого метода для анализа статистических данных, а порой и отсутствие качественно собранных и обработанных данных усложняет качественное изучение проблем и перспектив городских агломераций.

Решение актуальных проблем заключается в серьезной проработке и понимании приобретенного опыта по формированию и развитию агломераций, как в зарубежных странах, так и в современной России.

В связи с этим нужно произвести: реконструкцию законодательной базы на всех уровнях власти; создать механизмы налаживания происходящих процессов.

Решение этих и многих других проблем, можно устроить в рамках отдельных проектов, изучающих территорию агломерации как единую социально-экономическую систему.

Борис Скупов

Городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации. А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Формирование агломерации «от города». По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями. Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района». Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.

Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:

1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.

2. Происходит удорожание инженерного оборудования;

3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км2. При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».

4. Удаление населения больших городов от природы.

5. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.

Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических проблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.